Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Вас посетили гости из налоговой полиции…

Смирнова С.А., генеральный директор,
ООО «Аудит, Консалтинг и Право»

Достаточно часто представителями налоговой полиции к налогоплательщикам предъявляется требование о предоставлении документов. При этом, как правило, процесс предоставления документов сводится к фактическому изъятию как первичных документов, так и регистров бухгалтерского учета и отчетности и проведению проверки на предмет полноты и правильности отражения в учете и отчетности налогов, что по своей сути может квалифицироваться как проведение налоговой проверки. В обоснование своих действий приводятся ссылки на положения ст.11 Закона РФ от 24 июня 1993 года № 52381 "О федеральных органах налоговой полиции", ст.93 Налогового Кодекса РФ.

Ссылки на выше перечисленные нормативные документы порой вводят в заблуждение налогоплательщиков, в связи с чем предлагаем разобраться в вопросе обоснованности действий налоговой полиции.

В части правомочности предъявления Требования о предоставлении документов следует отметить следующее.

Ссылка в качестве обоснования правомочности проведения проверки на положения п.2.ст.11 Федерального Закона РФ №52381 "О федеральных органах налоговой полиции" не основательна по следующим основаниям:

указанным Законом установлено, что Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля. При этом указанное право включает в себя два поднаправления:

В первом случае следует отметить, что с введением первой части Налогового кодекса РФ с 1 января 1999г. установлены общие требования к проведению налоговых проверок, в том числе и выездных.

По вопросу, касающемуся взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля, необходимо принять к сведению письмо МНС РФ от 05.10.1999 №АС616/784, ФСНП РФ от 10.09.1999 № АА3107.

В указанном документе, помимо положений Налогового Кодекса, дополнительно было разъяснено, что в соответствии со статьями 82 и 101 Кодекса функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов. Органы налоговой полиции не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций.

Во втором случае следует отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20П положения пунктов 2 и 3 части I ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст. 7 (пункты 8 и 9) и ст. 8 Закона РСФСР от 21.03.1991 "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст. 13 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2).

Кроме того, налоговое законодательство предусматривает право на предъявление требования об уплате недоимки по налогам только налоговым органам, но не представителям правоохранительных структур.

Понятие "налоговый орган" приведено в ст.30 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которой орган налоговой полиции не может быть признан именно в качестве налогового органа, что можно наглядно отразить в табл. № 1.

Таблица № 1

ПОНЯТИЕ "НАЛОГОВЫЙ ОРГАН"

Налоговый Кодекс РФ (в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 №154ФЗ, от 02.01.2000 №13ФЗ)

Закон от 24 июня 1993 года № 52381 "О федеральных органах налоговой полиции"

Статья 30. Налоговые органы в Российской Федерации

Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

Статья 1. Федеральные органы налоговой полиции

Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Ссылки представителей налоговой полиции на ст.93 НК РФ, регламентирующую порядок истребования документов, некорректен, поскольку указанная статья предусматривает порядок истребования документов только в рамках проведения проверки налоговым органом: "должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы…".

Далее, в предъявляемых налогоплательщикам требованиях о предоставлении документов может иметь место ссылка на ст.94 Налогового Кодекса РФ, регламентирующую порядок осуществления выемки документы, также не совсем обоснованна, поскольку выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа.

Но как было отмечено ранее, орган налоговой полиции не является налоговым органом в том понимании, которое изложено в Налоговом Кодексе РФ и не правомочен осуществлять налоговую проверку, соответственно, не имеет права на проведение выемки.

На основании изложенного, осуществление выемки или истребования первичных документов или назначение как контрольной, так и повторной проверки органом налоговой полиции в самостоятельном режиме без получения запроса налогового органа можно квалифицировать как необоснованное, поскольку оно противоречит ст.36 НК РФ.

Необходимо также рассмотреть вопрос и о правомочности привлечения к ответственности налогоплательщика за непредставление документов в соответствии со ст. 127 НК РФ. Указанное ранее в указанной статье положение о том, что отказ налогоплательщика (иного обязанного лица) от представления документов и предметов по запросу налогового органа, а равно непредставление их в установленный настоящим Кодексом срок влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, была отменена Федеральным законом от 09.07.1999 №154ФЗ, в связи с чем нет оснований для ее применения или упоминания в требованиях или предписаниях, выдвигаемых налоговой полицией.

Также необходимо отметить, что налоговая полиция не имеет возможности выставлять требования об уплате налога, поскольку ст.45 НК РФ установлено, что эти функции закреплены только за:

Если речь идет о проведении процедуры контрольной проверки, право на осуществление которой было предоставлено органам налоговой полиции ст.11 п.3 Закона РФ №52381 от 24.06.93 "О федеральных органах налоговой полиции"(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288, Федерального закона от 17.12.95 № 200ФЗ), то необходимо отметить следующее. Поскольку речь идет о назначении контрольной проверки в 2001 году, т.е. в период действия Налогового Кодекса, необходимо руководствоваться положениями более позднего нормативного документа, как это установлено ст.1 п.2 ч.4, 5 НК РФ. В частности, Кодекс устанавливает общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

«4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля».

Необходимо отметить, что п.5 ст.36 НК РФ органам налоговой полиции с 01.01.2000 года предоставлено право производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Указанная норма Закона содержит в себе два существенных момента:

Таким образом, порядок проведения проверок органами налоговой полиции, равно как и налоговыми органами, должен быть регламентирован ст.36, 87 и 89 НК РФ, которыми установлено следующее:

В связи с изложенным, органами налоговой полиции не могут проводиться как таковые налоговые проверки в самостоятельном режиме и в плановом порядке, за исключением случаев, когда указанные подразделения располагают "достаточными данными, указывающими на признаки преступления" (как правило, это может быть либо заявительский материал, либо информация, полученная в оперативном порядке в соответствии с положениями Федерального Закона РФ 12.08.95 №144ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").

В конечном итоге, при отсутствии указанных выше «достаточных данных, указывающих на признаки преступления» и, соответственно, при отсутствии оснований для проведения проверки налоговой полицией в рамках ст.36 НК РФ, налогоплательщику может быть представлен только запрос налоговой полиции на выдачу копий тех или иных документов, которые могли бы подтвердить наличие данных, указывающих на признаки преступления.

Чаще всего требования о представлении документов предъявляются при осуществлении встречных проверок на предмет выявления сделок, совершенных либо с безвестно отсутствующими лицами, либо с фирмами, снятыми с регистрационного учета, т.е. по сделкам, связанным с уводом денежных средств от налогообложения.

Специалистами налоговой полиции часто допускается квалификация сделок, заключенных с партнерами (признанных впоследствии либо безвестно отсутствующими, либо ранее не регистрировавшимися в установленном законодательством порядке), как недействительных. При этом нужно отметить следующие моменты.

1. Если налоговому контролю подвергнута сделка, совершенная с физическим лицом, при осуществлении сделки должен был быть предъявлен паспорт последнего. Согласно п.2 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации (Приложение к Приказу МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605), "паспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации". В связи с этим, если сделка была заключена с соблюдением всех формальностей, предусмотренных гражданским законодательством и при предъявлении партнером паспорта, то можно ставить под сомнение признание сделки недействительной.

2. Предъявление обвинений в части того, что сделка с лицом, которое не является предъявителем паспорта либо является руководителем недееспособного юридического лица, должна быть признана недействительной, не обосновано по следующим основаниям:

Согласно п. 1 ст. 432 ГК договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Поскольку договор является одним из видов сделки, к нему применяются правила о форме сделок.

В соответствии с п. 3 ст. 434 ГК письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК. Речь идет о так называемых «конклюдентных действиях» при заключении договора.

Совершение лицом, получившим предложение о заключении договора (оферту) в срок, установленный для ее принятия (акцепта), действий по выполнению указанных в предложении условий (уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. № 6/8 предусмотрено, что для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом Гражданский кодекс не требует выполнения условий оферты в полном объеме.

Для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте и в установленный для ее акцепта срок (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. № 9. С. 19).

Таким образом, для заключения договора необходимо, чтобы акцептант совершил действия, полностью соответствующие хотя бы части условий договора.

Если покупателями (товаров, услуг) платежи были произведены, а факт совершения сделки подтвержден соответствующими первичными документами, действия обеих сторон по договору должны рассматриваться как конклюдентные и признаваться в качестве оферты, что подтверждает факт заключения и фактического исполнения сторонами договора.

Неотражение в бухгалтерском учете и отчетности партнера по сделке соответствующих операций не может служить основанием для признания ее недействительной и, соответственно, расходы, понесенные предприятием по приобретению материальных ценностей или по оплате услуг, должны быть приняты для налогообложения (к примеру, Ваше предприятие приобретало товары у партнера, не отразившего впоследствии в своем учете данную сделку). Как было отмечено в Приложении к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 21.06.99 №42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога», неотражение продавцом товара операции по его реализации в бухгалтерском учете само по себе не лишает предпринимателя, являющегося покупателем этого товара, права учесть расходы на его приобретение при определении своего налогооблагаемого дохода.

В заключение хотелось бы отметить, следующее.

Законодательством Российской Федерации ни в одном нормативном документе не оговорено требование (условие) о предоставлении в обязательном порядке партнером по сделке (контрагентом) сведений о дееспособности, госрегистрации или данных об ИНН и т.д., которые относятся к разряду конфиденциальной информации. Более того, если бы предприятие-налогоплательщик до проведения сделки приняло бы решение о получении из каких-либо источников дополнительной информации о покупателях долей, то действия Общества по сбору информации о партнерах подпало бы под запрет ст.6 Федерального Закона РФ от 12.08.95 №144ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 № 101ФЗ, от 21.07.1998 № 117ФЗ, от 05.01.1999 № 6ФЗ,от 30.12.1999 № 225ФЗ), согласно которой запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Приложение

ВЫДЕРЖКИ ИЗ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ

24 июня 1993 года № 52381

«О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ» Закон РФ

(в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288;

Федеральных законов от 17.12.1995 № 200ФЗ,

от 07.11.2000 № 135ФЗ)

Статья 11. Права федеральных органов налоговой полиции. Федеральным органам налоговой полиции для выполнения возложенных на них задач предоставляется право:

1) Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20П положения пунктов 2 и 3 части I ст. 11 Закона РФ от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право на основании ст. 7 (пункты 8 и 9) и ст. 8 Закона РСФСР от 21.03.1991 "О Государственной налоговой службе РСФСР" и ст. 13 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" производить взыскание с юридических лиц сумм штрафов, а также всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в бесспорном порядке без их согласия, признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2).

2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель.

31 июля 1998 года № 146ФЗ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Часть 1»

Глава 6. ОРГАНЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ

Статья 36. Полномочия органов Федеральной службы налоговой полиции

1. Федеральные органы налоговой полиции (далее — органы налоговой полиции) выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, а также иные функции, возложенные на них Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции".

2. Органы налоговой полиции полномочны:

1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции);

2) проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности; (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции);

3) осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;

4) по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;

КонсультантПлюс: примечание.

По вопросу, касающемуся взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля, см. письмо МНС РФ от 05.10.1999 № АС616/784, ФСНП РФ от 10.09.1999 № АА3107.

5) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. По результатам проверки составляется акт о проверке налогоплательщика органами налоговой полиции, на основании которого органами налоговой полиции принимается одно из следующих решений:

в случае обнаружения налоговых правонарушений, содержащих признаки состава преступления, — о возбуждении уголовного дела;

в случае обнаружения налогового правонарушения, не содержащего признаков состава преступления, — об отказе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов в соответствующий налоговый орган;

при отсутствии налогового правонарушения — об отказе в возбуждении уголовного дела; (пп. 5 введен Федеральным законом от 02.01.2000 № 13-ФЗ);

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 № 13-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

3. Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. (п. 3 в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Приказом ФСНП РФ № 3, МНС РФ № БГ316/1 от 03.01.2001 утвержден Порядок направления органами налоговой полиции материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.

Статья 93. Истребование документов

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции). Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Документы представляются в виде заверенных должным образом копий.

2. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

Статья 127. Исключена. — Федеральный закон от 09.07.1999 № 154-ФЗ (см. текст в предыдущей редакции).

Контактный телефон:
Смирнова Светлана Анатольевна
8-902-686-0903


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"