Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ**

Селютин А.В., к.ю.н., доцент
Юридический институт МВД России

Введение

Двум видам расследования дел о преступлениях в уголовном процессе соответствуют два вида органов, осуществляющих предварительное расследование: органы дознания и предварительного следствия.

Существование двух видов органов расследования находит свое объяснение в том, каковы задачи и цели создания данного органа, каковы причины наделения его функциями расследования, какое место занимает функция расследования во всей деятельности этого органа. Органы дознания и органы предварительного следствия отличаются друг от друга в известной степени по всем перечисленным вопросам, лишь в осуществлении функции расследования они сходны.

Однако эта функция в деятельности органов дознания и предварительного следствия занимает разные места.

Дознание производят административные органы, созданные в основном для осуществления других задач и целей, нежели предварительное расследование преступлений.

Так, милиция имеет своей задачей охрану общественного порядка и общественной безопасности, а также борьбу с преступностью. Статья 1 Закона РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. прямо устанавливает, что милиция – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

Главное место в деятельности этих органов занимает осуществление функций, для выполнения которых они созданы. Однако осуществление рядом административных органов своих основных функций сопряжено с выявлением нарушений охраняемых ими объектов и правил. Данные нарушения могут носить и уголовно-правовой характер, вследствие чего они требуют незамедлительного и компетентного расследования в установленных законом уголовно-процессуальных формах с целью сохранения и закрепления по горячим следам всех обстоятельств правонарушения. Именно эти органы могут произвести наиболее быстрое и оперативное расследование, которое даст возможность обеспечить осуществление задач судопроизводства и правосудия по данному делу или закрепить следы в актах дознания.

В других случаях наделение органа функциями дознания объясняется спецификой деятельности этого органа, когда в силу его местонахождения никто иной не может произвести расследование совершенного преступления.

Этими обстоятельствами, например, объясняется наделение функциями дознания капитана морского судна в период нахождения его в дальнем плавании, начальника зимовки – в период отсутствия транспортных связей с зимовкой.

Отсюда видно, что функция дознания в деятельности ряда органов является производной, необходимо вытекающей из основной их деятельности и определяемой ею. Наделение этой функцией ряда административных органов имеет своей целью обеспечить закрепление следов совершенного преступления для последующего компетентного расследования со стороны специально для этого созданных органов.

Производный характер функции дознания определяет ее место в деятельности административных органов. Удельный вес этой функции должен быть такой, чтобы он не подавлял других, основных функций органа дознания и не затруднял бы их осуществление. Это невозможно, если возложить расследование всех дел об уголовных преступлениях на органы дознания. Расследование, производимое органами дознания, не может обеспечивать всех задач, стоящих перед этой стадией процесса, в силу недостаточной компетентности органов дознания в вопросах расследования дел о сложных преступлениях. Все это обусловливает необходимость создания таких органов, которые бы обеспечивали качественное и компетентное расследование дел об уголовных преступлениях. Для выполнения этой задачи требуется, чтобы вся деятельность таких органов была направлена именно на расследование и никаких других функций на них не возлагалось. Такими органами являются органы предварительного следствия.

Единственной обязанностью этих органов является производство предварительного расследования преступлений в целях выполнения задач уголовного судопроизводства. Будучи специально созданными для выполнения этих задач, органы предварительного следствия наиболее приспособлены для производства расследования сложных дел о преступлениях. Они более компетентны в вопросах расследования и в состоянии обеспечить качественное расследование в силу того, что освобождены от выполнения каких-либо иных задач. Единственная их задача состоит в том, чтобы обеспечить быстрое, полное и объективное расследование дела о преступлении. На органы предварительного следствия возлагается расследование большинства уголовных дел о преступлениях, в то время как на органы дознания возложено лишь выполнение неотложных следственных действий по делам их компетенции. Полное расследование органы дознания производят лишь по небольшой группе дел о преступлениях, расследование которых в силу их несложности не требует предварительного следствия. Задача состоит в том, чтобы обеспечить правильное разграничение компетенции по расследованию преступлений между всеми органами расследования. Только правильное размежевание компетенции по предварительному расследованию между органами дознания, между органами дознания и органами предварительного следствия, а также между различными органами предварительного следствия в состоянии обеспечить эффективную борьбу с преступностью.

**Полностью статью можно найти в печатной версии журнала


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"