Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Понятие и классификация служебных преступлений в сфере частной охранной и детективной деятельности

Андреева Е.Г., д.т.н., к.ю.н.

Разработка понятия и классификации служебных преступлений в сфере частной детективной и охранной деятельности преследует ряд прикладных целей:

Определение круга смежных с рассматриваемым понятий (понятийно-категориального комплекса) является базовым методологическим правилом, которым пользуются почти все исследователи при решении прикладных гносеологических задач. Как показывает анализ, к числу смежных с понятием «служебные преступления в сфере частной детективной и охранной деятельности» относятся понятия: «служба», «служащий», «служащие коммерческих и некоммерческих организаций, не являющиеся государственными или муниципальными органами или их организациями», «предпринимательская деятельность», «частная детективная и охранная деятельность»; «виды частной детективной и охранной деятельности» «видовой состав служебного преступления в сфере частной детективной и охранной деятельности»; «служба на частном детективном и охранном (охранно-детективном) предприятии», «полномочия служащего частного охранного (детективного) предприятия»; «полномочия служащего частного охранного (детективного) предприятия, связанные с управлением».

1. Понятие службы

Понятие «служба» многозначно. В лексикографической литературе под службой обычно понимаются работа, занятие служащего, место его работы. В этой связи понятие «служащий» обычно истолковывается как работник нефизического, как правило, умственного труда, получающий заработную плату.

Как отмечает проф. Б.В. Волженкин, до последнего времени по понятным причинам в сфере внимания российских правоведов находилось понятие «государственная служба» и лишь в конце 90-х гг. ХХ века вновь появились работы, в которых понятие «служба» рассматривается как деятельность, обеспечивающая реализацию функций любых организаций.

Сходного мнения придерживается Н. Егорова, которая считает, что «служба — это, как правило, возмездная деятельность, непосредственно не связанная с производством материальных благ, осуществляемая лицами, работающими в коммерческих и некоммерческих организациях независимо от формы собственности, либо лицами, которые хотя и не являются работниками организаций и не состоят в отношениях служебной подчиненности, но деятельность которых имеет юридически значимый характер». Таким образом, с учетом целей данного исследования целесообразно говорить о следующей типологии службы:

1) государственная;
2) муниципальная;
3) в коммерческих организациях;
4) в некоммерческих организациях, не являющихся государственными и муниципальными органами власти или их учреждениями.

Подсистему нормативных актов федерального уровня, регламентирующих служебные отношения в органах государственной власти и местного самоуправления, образуют:

Многие субъекты РФ, в силу ст. 1 Федерального Договора и других нормативно-правовых актов, наделены правом регламентировать отдельные элементы государственной и муниципальной службы . Однако эта проблема остается не разрешенной до конца, поскольку принцип приоритета федерального законодательства перед законодательством субъекта РФ может только тогда эффективно работать, когда отсутствуют пробелы в правовом регулировании на федеральном уровне. В противном случае эти пробелы заполняются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые далеко не всегда (как это показал опыт Республики Башкортостан) соответствуют стратегии нормотворческой деятельности федерального законодателя.

Подсистему нормативных правовых актов, регламентирующих основы службы в коммерческих и иных организациях, не являющихся государственными и муниципальными органами власти или их учреждений, образуют ГК РФ и принятые на его основе федеральные законы об отдельных видах коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 50 ГК РФ, юридические лица дифференцируются на коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Они могут быть созданы в формах: 1) хозяйственных товариществ (полное товарищество, товарищество на вере), 2) обществ (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество), 3) производственных кооперативов, 4) государственных и муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Для некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью деятельности, как и распределение прибыли между их участниками. Вместе с тем, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность для обеспечения тех целей, ради которых они созданы. Некоммерческие организации создаются для достижения благотворительных, культурных, образовательных целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав и законных интересов граждан и организаций, разрешения споров, оказания юридической помощи, а также в иных общественно-полезных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно ст. 120 ГК РФ некоммерческие организации могут существовать в следующих организационно-правовых формах: потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), финансируемые собственником учреждения, благотворительные и иные фонды, а также другие предусмотренные законом формы. Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы.

2. Понятие «предпринимательская деятельность»

Собирательное законодательное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в ст. 23 и 50 ГК РФ. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц — коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений.

Индивидуальная предпринимательская деятельность осуществляется гражданином от своего имени и на свой риск. Гражданин в этом случае несет ответственность перед кредиторами на основании ст. 24 ГК РФ всем своим имуществом, а не только тем, которое непосредственно используется в предпринимательской деятельности. Заниматься предпринимательской деятельностью могут граждане, достигшие 18 лет или вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние с 16 лет, т.е. полностью дееспособные.

С принятием нового ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вправе использовать наемный труд (п. 3 ст. 25 ГК), что имеет важное значение при определении статуса частного детектива или охранника. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такая регистрация осуществляется в органах юстиции в порядке, который должен определяться законом о регистрации юридических лиц. Согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», до введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации.

Данное положение, несомненно, крайне отрицательно сказалось (и продолжает сказываться) на лицензионно-регистрационной практике в отношении частных охранных и детективных (охранно-детективных) предприятий, оказавшихся почти полностью во внеэкономической зависимости от своего основного фактического конкурента — органов внутренних дел.

Из анализа п. 3 ст. 23 и ст. 49 ГК РФ следует, что правоспособность индивидуального предпринимателя является универсальной, т.е. он может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (в том числе, частной охранной и детективной), не запрещенных законом.

Особое значение для определения правовых границ статуса лиц, которые фактически выполняют функции частного охранника и детектива, имеют положения п. 4 ст. 23 ГК РФ, которые направлены на обеспечение и охрану прав лиц, вступающих в отношения с гражданами, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такие граждане не могут ссылаться в отношении заключенных ими сделок на то, что они не являются предпринимателями. Соответственно, суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Служащие коммерческих и некоммерческих организаций, не являющихся государственными или муниципальными органами или их учреждениями.

Статус служащих коммерческих и некоммерческих организаций в современном законодательстве России находит лишь элементарное отражение.

Например, в акционерном обществе, согласно ст. 103 ГК РФ, избирается совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионная комиссия (ревизор), образуются исполнительные органы общества; осуществляющие текущее руководство деятельностью АО. Исполнительный орган общества может быть единоначальным (директор, генеральный директор) и (или) коллегиальным (правление, дирекция).

В ряде случаев этот статус характеризуется двойственностью, а нередко прямо противоречит различным федеральным законам.

Так, Указ Президента РФ № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» от 10 июля 1994 г. регламентирует деятельность представителя государства в органах управления акционерных обществ (товариществ и иных предприятий смешанной форм собственности), часть акций (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности. К таким представителям государства могут относиться: 1) государственные служащие — на основании решения Президента РФ, Правительства РФ, соответствующих федеральных органов исполнительной власти либо Российского фонда федерального имущества; 2) иные граждане России (за исключением избранных в представительные органы государственной власти либо местного самоуправления) — на основании договоров на представление интересов государства, заключенных в соответствии с гражданским законодательством. Нельзя не обратить внимания на то, что названный Указ Президента РФ не решает также большого числа вопросов, связанных с так называемым конфликтом интересов, отчасти порождаемым существенными различиями в уровнях оплаты труда лиц, занимающих государственные должности, и лиц, выполняющих управленческие функции в системообразующих коммерческих организациях (например, в РАО «Газпром» или РАО «ЕЭС»).

По своему статусу служащие коммерческих и некоммерческих организаций могут быть классифицированы по различным критериям. Чаще всего в качестве критерия для такой классификации в юридической литературе предлагаются критерии объема их полномочий

Например, Ю.Н. Старилов, называет должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. В классификации Д.М. Овсянко представлены руководители, другие должностные лица и рядовые служащие. В.М. Манохиным также выделены три группы служащих: 1) руководители; 2) специалисты; 3) вспомогательный (обслуживающий) персонал.

Анализ этих классификаций, как справедливо указывает проф. Б.В. Волженкин, позволяет выявить их общность — наличие обособленной категории руководителей разных уровней.

Нормативно закрепленное значение общего понятия «руководитель» применительно к коммерческим и иным организациям не существует. Различные отрасли законодательства используют существенно различающуюся терминологию. Например, в Уголовном кодексе РФ для этих целей употребляется понятие — лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не являющихся органами государственной власти и местного самоуправления (ст. 201 УК РФ). В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» используется понятие — должностное лицо, которое в том же УК РФ имеет иное значение. Данное обстоятельство не может не сказываться негативно на правоприменительной деятельности как дестабилизирующий фактор, поскольку неопределенность (многозначность) статуса руководителей коммерческих и иных организаций, прежде всего, снижает эффективность мер ответственности лиц, осуществляющих управление хозяйствующими субъектами.

Сутью управленческих функций, которыми наделены руководители коммерческих и иных организаций, по мнению большинства специалистов, является совершение действий, влекущих возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Содержанием таких функций являются: 1) совершение юридически значимых действий по управлению специалистами и вспомогательным персоналом; 2) совершение таких действий по управлению имуществом. При этом многие ученые склоняются к тому, что специалисты также могут быть отнесены к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих и иных организациях, поскольку могут подготавливать юридически значимые заключения, являющиеся непосредственным основанием для обязательных решений, вытекающих из закона: эксперты, консультанты, советники и др.).

3. Частная детективная и охранная деятельность

Статья 1 Закона Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации” определяет частную детективную и охранную деятельность как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Анализ показывает, что одного лишь этого определения недостаточно для того, чтобы выявить сущность частной детективной и охранной деятельности. Мы придерживаемся позиции тех специалистов, которые полагают, что рассматриваемый вид деятельности в основе представляет собой правоохранительную деятельность, в том числе, деятельность, направленную на предупреждение правонарушений.

Несмотря на то, что законодатель до настоящего времени «не решился» прямо признать это косвенное закрепление, данная характеристика частной детективной и охранной деятельности нашла в ст. 5, 9 и 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности».

Вместе с тем, мы не можем согласиться с попытками искусственного отождествления частной детективной и охранной деятельности с правоохранительной деятельностью государственных и муниципальных органов власти. Например, А.Ю. Шумилов пишет, что «правовая активность детективов и охранников, связанная с использованием и применением норм права, достигает высокой степени интенсивности (выделено нами — Е.А.), по существу, смыкается (выделено нами — Е.А.), с правоприменительной деятельностью государственных органов и их должностных лиц. В соответствии с этим частная правоохранительная деятельность должна происходить в установленных законом процедурно-процессуальных формах».

В качестве специфического признака частной детективной и охранной деятельности нередко выделяется признак сочетаемости в ней частных и публичных интересов. Соглашаясь в целом с необходимостью выделения данного признака, тем не менее не можем поддержать правовое регулирование частной детективной и охранной деятельности в основе направлено на защиту прав и законных интересов частных детективов (частных охранников) и соответствующих предприятий, равно как и с тем, что такое регулирование преимущественно обеспечивает разграничение сфер публичной и частной сыскной и охранной деятельности. Мы полагаем, что хотя частная детективная и охранная деятельность является не только коммерческой, т.е. помимо прочего основанной на гражданско-правовом принципе диспозитивности деятельностью, но и публичной деятельностью. Мера публичности такой деятельности, по нашему мнению, должна определяться обществом в целом в законе прямого действия (а не только государственным аппаратом на основе делегированного законодательства). Эта мера, по-видимому, должна проявляться как система минимальных гарантий количества и качества правоохранительных услуг, предоставляемых частными детективными охранными предприятиями.

Существенным признаком частной детективной и охранной деятельности является, по-видимому, ее юридический характер.

Суть юридической деятельности, по нашему мнению, точнее всех выразил М.Ф. Озрих, полагающий, что такая деятельность представляет собой социальную активность, направленную на достижение значимого для физического или юридического лица либо государства результата путем применения или иной реализации правовых норм.

Несмотря на некоторую общность правовых оснований, частная детективная и частная охранная деятельность различаются по правовому содержанию. А.Ю. Шумилов под частной детективной деятельностью понимает «основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность негосударственных субъектов (частных сыщиков и организаций), использующих специальные силы и средства, и осуществляемую посредством оказания услуг в сфере уголовного и гражданского судопроизводства”.

Соглашаясь в целом с предложенным определением, мы хотели бы обратить внимание на три неточности: 1) в этом определении не указана сущность данной деятельности (поиск, фиксация и обработка юридически значимой информации; 2) из Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» вовсе не следует, что частная сыскная деятельность не может быть связана с оказанием услуг в сфере административного судопроизводства; 3) коммерческий характер также является обязательным признаком частной детективной деятельности.

Вместе с тем, для точного описания правовой природы частной детективной деятельности последнюю необходимо отличать не только от частной охранной деятельности, но и от оперативно-розыскной деятельности.

К числу существенных отличий частной детективной деятельности от оперативно-розыскной могут быть отнесены следующие:

Определения частной охранной деятельности в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не дано. Однако анализ положений этого закона позволяет сформулировать следующее определение понятия данного вида деятельности, в котором бы учитывались особенности этой деятельности, отличающие ее от частной детективной деятельности и охранной деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений.

Частная охранная деятельность — это коммерческая деятельность физических и юридических лиц по предоставлению услуг непосредственной охраны (в том числе, вооруженной) жизни и здоровья граждан, имущества законных собственников, общественного порядка, а также по обеспечению предупреждению правонарушений (в том числе, преступлений) путем консультирования по вопросам организации и осуществления такой охраны.

Таким образом, сфера частной детективной и охранной деятельности может быть определена как система правоотношений, возникающих по поводу представления гражданам и организациям детективных и охранных услуг с целью получения прибыли.

4. Общая характеристика служебных преступлений в сфере частной детективной и охранной деятельности

Анализ всей системы правоотношений возникающих в этой сфере в связи с выполнением различными категориями лиц служебных функций позволяет выделить два существенно различающихся типа служебных преступлений: первый — служебные преступления работников частных детективных и охранных предприятий; второй — служебные преступления, посягающие на законные интересы частных детективных и охранных предприятий, совершенные лицами, не являющимися работниками таких предприятий.

В зависимости от статуса лиц, совершающих служебные преступления каждый из названных типов может быть разделен на два рода преступных посягательств, в том числе, первый тип на:

а) преступления, совершаемые лицами, выполняющими управленческие функции на частных детективных и охранных предприятиях;
б) преступления, совершаемые иными служащими частных детективных и охранных предприятий или лицами, занимающимися индивидуальной детективной и охранной деятельностью;

второй тип на:

а) преступления должностных лиц, посягающие на законные интересы частных детективных и охранных предприятий (лиц, занимающихся индивидуальной детективной и охранной деятельностью);
б) преступления иных государственных и муниципальных служащих, посягающие на интересы частных охранных и детективных предприятий.

Для решения конкретных исследовательских задач могут быть разработаны классификации рассматриваемой группы преступлений с использованием таких криминологических критериев, как: коррупционный, организованный, корыстный и корыстно-насильственный характер соответствующих общественно опасных деяний.

В зависимости от содержания родового объекта посягательства служебные преступления в сфере частной охранной и детективной деятельности могут быть разделены на следующие девять групп:

Рассмотренный круг проблем позволяет нам сформулировать следующее определение понятия служебных преступлений. Служебные преступления в сфере частной детективной и охранной деятельности — совокупность общественно-опасных деяний, непосредственно посягающих на интересы службы на частных охранных и детективных предприятиях, нормативно установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности по оказанию охранных и сыскных услуг в целях защиты законных прав и интересов клиентов, а также сопряженных со злоупотреблением своими полномочиями служащими частных охранных и детективных предприятий либо должностными лицами, уполномоченными на осуществление лицензирования и контроля над частной детективной и охранной деятельностью, ответственность за которые предусмотрена соответственно ст.108, 114, 125, 137-140, 163, 169, 171, 173, 179, 183, 201, 203, 204, 208, 224, 225, 272-274, 289, 290 п. «в» ч.4, 308, 311, 325, 330 УК РФ.

Контактный телефон:
7 (095) 369-61-67 (раб.)
Андреева Елена Георгиевна


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"