Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Рецензии

Обсуждение учебного пособия Боголюбова С.А. и Мининой Е.Л. "Аграрное право"

В Башкирском государственном аграрном университете состоялось заседание круглого стола на тему “Аграрное законодательство и проблемы преподавания аграрного права”. Одной из основных тем заседания стало обсуждение учебного пособия “Аграрное право”, изданного под ред. д.ю.н., профессора, заслуженного деятеля науки РФ, руководителя отдела аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Боголюбова С.А. и к.ю.н., ученого секретаря того же института Мининой Е.Л.

Боголюбов С.А. д.ю.н., профессор, руководитель отдела аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, представил учебное пособие "Аграрное право" как издание, необходимое для неюристов, работающих в сельском хозяйстве и постоянно обращающихся к проблемам правоприменения. Одной из главных среди аграрно-правовых вопросов в настоящее время является проблема применения нового Земельного кодекса России.

Этот федеральный закон является головным, базовым в упорядочении земельных отношений, регулирование этих отношений другими актами должно соответствовать ЗК. Однако в последние годы общество, встретившись с массовым и упорным неприятием проектов нового Земельного кодекса, пошло по пути регулирования федеральными и региональными законами "черных дыр" — аграрно-правовых и земельных вопросов по частям.

Были приняты Градостроительный кодекс РФ, федеральные законы "О мелиорации земель", "О земельном кадастре", "О землеустройстве" и многие другие, регулирующие в большей или меньшей степени земельные отношения. К этому можно добавить и многие другие законы, затрагивающие земельные вопросы, — о государственной границе, о железнодорожном транспорте, об образовании, о садовых товариществах, Жилищный кодекс.

Аграрные правоотношения страдают от противоречивости законодательства и его пробелов. Предстоит решать, каким образом приводить все эти акты к одному знаменателю — Земельному кодексу. Раздаются голоса, что в некоторых актах земельные вопросы решаются лучше и современнее, чем в ЗК. Возникает вопрос, чему отдавать предпочтение — законности или целесообразности? Кроме этого, введена в действие глава 17 ГК РФ, в которой также имеются разночтения с ЗК. Эти "черные дыры" в земельном, гражданском, аграрном законодательстве надо закрывать.

Раянов Ф.М. д.ю.н., зав. каф. теории и истории государства и права Института права Башкирского государственного университета, отметил, что в условиях перехода аграрного сектора экономики к рыночным отношениям подготовка кадров с высшим образованием для сельского хозяйства требует новых подходов. От менеджеров, руководителей, предпринимателей и специалистов современной многоукладной сельскохозяйственной экономики требуется не только основательная профессиональная подготовка, но и более глубокие, чем раньше правовые знания. Без юридических знаний сегодня просто невозможно грамотно и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности, связанные с производством, переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции. Поэтому пособие "Аграрное право", ориентированное на студентов сельскохозяйственных вузов, является своевременным. Авторскому коллективу удалось создать довольно оригинальный, нужный для студентов вузов аграрного профиля труд.

Достоинством обсуждаемого пособия является и то, что изучающим этот предмет по каждой главе разработаны контрольные вопросы и темы рефератов, в конце учебника приведена рекомендуемая литература и соответствующая нормативно-правовая база, принятая за последние десять лет на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Следует также констатировать, что пособие успело получить весьма положительный отклик среди представителей аграрно-правовой науки и профессорско-преподавательских коллективов сельскохозяйственных вузов страны. Проводимый круглый стол по обсуждению этого пособия с приглашением авторов в одном из крупных сельскохозяйственных вузов России — Башкирском государственном аграрном университете является наглядным примером о проявленном интересе к указанному труду.

Авторы пособия, профессиональная деятельность которых не только связана с чтением курса "Аграрное право", но и разработкой и научной экспертизой современных источников аграрного права, намеренно акцентировали свое внимание на состоянии современного аграрного законодательства, на раскрытии содержания нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области сельского хозяйства. И это им удалось: пособие насыщено действующими нормативными правовыми актами в области сельского хозяйства.

Оценивая положительно проделанную работу по созданию этого первого уникального в истории нашей юриспруденции пособия для студентов сельскохозяйственных вузов, хотелось обратить внимание и на спорные положения.

Авторы, пытаясь уйти от спорного вопроса об аграрном праве, как отрасли права, сосредоточили свое внимание на аграрном законодательстве. Но источники аграрного права не сводятся только к аграрному законодательству. Да и аграрные отношения, будучи комплексными с точки зрения классификационных признаков системы права, опосредуются законодательством, относящимся к различным отраслям. Видимо из-за сложности проблемы источников аграрного права тема "Источники аграрного права" в рецензируемом пособии отсутствует. Нам не припоминается другой учебник или пособие, не содержащее такой важной и необходимой темы.

Учебник или пособие, посвященное аграрному праву, должны быть настольной книгой субъекта сельскохозяйственной деятельности. Для этого пособие должно нацеливаться на всестороннюю защиту прав и свобод сельскохозяйственных предпринимателей других субъектов аграрного права. Однако рецензируемое пособие традиционно для нашей страны ориентировано на обеспечение сельскохозяйственного производства, на "успешное развитие АПК". Здесь мы обнаруживаем "тихое игнорирование" со стороны пособия мер по переходу в сельском хозяйстве к рыночным механизмам, к "поощрению" новых (рыночных) форм хозяйствования.

Это наше чувство подкрепляется тем, что в пособии часто упоминается АПК (есть даже специальная глава "Управление агропромышленным комплексом"), которого как в организационном, так и в содержательном плане уже нет в нашей стране. Ссылка же на единственный ФЗ "Об инженерно-технической системе агропромышленного комплекса" от 2 декабря 1998 года не может свидетельствовать о наличии управления агропромышленным комплексом России.

Пособие традиционно содержит главу, посвященную особенностям регулирования аграрных отношений за рубежом. Между тем нам по опыту других дисциплин (например, учебников по экологическому, трудовому праву) пора вести речь о международном аграрном праве. Международное аграрное право в настоящее время вполне сформировалось, имеется около 40 международных договоров, соглашений, непосредственно касающихся аграрного сектора экономики. Однако о них наши студенты юридических и сельскохозяйственных вузов еще не знают. Опыт регулирования аграрных отношений в отдельных зарубежных странах, несомненно, важен, но его можно подать в рамках проблем, связанных с развитием международного аграрного права.

В параграфе, посвященном аграрному законодательству субъектов Федерации (стр. 31-35), большое внимание уделяется всевозможным программам типа: "Плодородие", "Белок", "Селекционно-племенная работа", а на стр. 44 этого же пособия утверждается, что такие программы не относятся к числу законодательных актов. При таком несогласованном подходе юридическая природа этих программ остается неясной для студентов.

В работе есть и другие спорные положения. Однако где, в каком учебнике их нет? К тому же не эти моменты определяют всю ценность обсуждаемого пособия. В нем много нового, положительного, нужного для студентов сельскохозяйственных учебных заведений.

Недорезков В.Д., к.с.-х.н., ректор Башкирского государственного аграрного университета, сказал, что в настоящее время актуальным вопросом является правовое обеспечение реформирования убыточных хозяйств. Сельскохозяйственные предприятия республики делятся на три группы: высокорентабельные, низкорентабельные, убыточные. Первая группа хозяйств в состоянии успешно вести производственную деятельность даже в условиях финансово-экономического кризиса. Они вполне конкурентоспособны, и по отношению к ним проблема реформирования не является актуальной.

Предприятия второй группы могут улучшить свои финансово-экономические показатели и выжить в сложных условиях перехода к рыночной экономике в том случае, если они будут реформированы.

Какова судьба хозяйств третьей группы? Могут ли они реформироваться или же стихийно распадутся в результате банкротства на десятки нищенствующих мелких домохозяйств? Однозначного ответа на эти вопросы нет и быть не может. Не все из этих хозяйств являются "безнадежными". Да и к тем из них, которые являются хронически убыточными, нельзя применять процедуру банкротства в ее классическом виде. Не следует забывать, что решается судьба не просто предприятий. Это — судьба тысяч людей, это проблема их выживания.

Как показывает опыт ряда областей России, стихийный, непродуманный роспуск сельхозпредприятий ведет к развалу сельскохозяйственного производства, к крайнему обнищанию большей части сельского населения, к его социальной незащищенности. Поэтому по отношению к хозяйствам третьей группы необходимо применить определенный комплекс мер по реформированию. Такое реформирование может осуществляться в зависимости от конкретной ситуации в хозяйстве по различным вариантам. Это внедрение внутрихозяйственного расчета, формирование внутрихозяйственных кооперативов, использование арендного подряда и других форм совершенствования организационно-экономических отношений.

Вместе с тем в этой группе существует ряд хозяйств, животноводческие фермы которых находятся в крайне сложном положении. Для них характерен практически полный износ оборудования, аварийное состояние помещений, отсутствие кормов, мизерные показатели продуктивности, безразличие работников к состоянию дел на ферме. Попытки применить на этих фермах указанные выше формы реформирования не дают результатов.

Руководство республики, проявляя озабоченность экономическим состоянием этих форм и судьбами людей, указало на необходимость передачи продуктивного скота и молодняка из таких ферм в личные подворья населения. Проведенные учеными Башкирского государственного аграрного университета исследования подтверждают целесообразность такого пути реорганизации животноводства. Разработаны разные модели реформирования, учитывающие особенности хозяйств. Во всех этих моделях предполагается, что передача скота в личное подворье сельчан должна происходить параллельно с преобразованием экономических, организационных отношений внутри предприятия. Эта передача не должна быть безвозмездной и может осуществляться на следующих условиях: передача скота в аренду; передача его в счет оплаты труда; продажа. Передача должна сопровождаться формированием на кооперативных началах внутри хозяйства производственной, рыночной инфраструктуры, обслуживающей животноводческие подворья населения. При этом должны быть заключены договора с будущими товаропроизводителями на производство и реализацию продукции на принципах коммерческого расчета.

В предлагаемой модели развития сельскохозяйственного предприятия будет сохраняться стимул к наращиванию производства животноводческой продукции даже в случае, если реализационные цены не обеспечивают производителю получение чистой экономической прибыли. Такая модель реорганизации имеет особую значимость для предприятий, где животноводство крайне убыточно. Об устойчивости личных подсобных хозяйств и их конкурентоспособности в кризисных условиях, когда происходит снижение реальных цен на сельскохозяйственную продукцию, свидетельствует, например, динамика производства валовой продукции сельского хозяйства РФ в 1990-1993 годы. В эти годы в сельскохозяйственных предприятиях производство сократилось более чем на 30 с лишним процентов, а в хозяйствах населения оно увеличилось на 20 процентов.

Важнейшим фактором, который может способствовать росту эффективности животноводства в рассматриваемой модели реформирования, является устранение бесхозяйственности, затратности, характерной для хронически убыточных животноводческих ферм, находящихся на грани развала. Более рациональное использование труда, кормов, материальных ресурсов, тщательный уход за животными в хозяйствах населения позволит существенно увеличить показатели продуктивности.

Следует иметь в виду, что предлагаемый путь реорганизации хозяйств даст возможность решить не только экономические, но и важнейшие социальные задачи. Среди них особо выделяются такие, как решение проблемы занятости населения, повышение его жизненного уровня за счет роста доходов семьи. Решаются вопросы социальной защищенности сельчан. Работа в подсобных хозяйствах будет включаться в трудовой стаж и давать право на получение пенсии, медицинское, социальное страхование, так как при такой организации труда будут производиться отчисления в пенсионный фонд, в фонды медицинского, социального страхования.

Несмотря на целый ряд преимуществ этой модели реформирования, она не является универсальной и применимой для всех хронически убыточных хозяйств. В каждом случае необходимы индивидуальный подход, изучение конкретных особенностей хозяйства и корректировка с учетом особенностей внедряемой модели реформирования.

Авторам пособия надо поднять проблему реформирования убыточных хозяйств на страницах своего издания и показать пути ее решения.

Ханнанов Р.А., д.ю.н., профессор Башкирского государственного аграрного университета, отметил, что пособие с полным основанием претендует на роль одноименных учебников, изданных ранее и используемых в учебном процессе в аграрных и юридических вузах. Башкирским государственным аграрным университетом оно успешно применяется на занятиях, где преподаются курсы "Аграрное право" и "Правоведение". Востребовано студентами и профессорско-преподавательским коллективом университета, особенно — факультетов экономического профиля, оценивается ими высоко. И это не случайно.

Пособие отлично оформлено, привлекательно, по содержанию охватывают практически все вопросы, относящиеся к сфере правового регулирования аграрных отношений страны, в т.ч. отдельных ее регионов (Республика Башкортостан). В нем нашли отражение нормы почти всех известных ныне институтов аграрного законодательства и аграрного права.

Пособие соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 06.09.00 — "Экономика и управление на предприятии (аграрном производстве)", а также требованиям документов по технологическим специальностям аграрных вузов России. В перспективе оно достойно перерасти в одноименный учебник, займет подобающее место в перечне литературы аграрного профиля.

Однако пособие содержит неточности и преодолимые недостатки. В частности, к ним можно отнести несоответствие заявления в аннотации пособия о том, что издание дает представление, наряду с другими основными институтами аграрного законодательства России, и представление об институте государственного управления сельским хозяйством. В то время как в главе 3 говорится об управлении агропромышленным комплексом России.

Более того, изложение материала и в таком аспекте подсказывает своевременность и уместность раскрытия некоторых сущностных категорий, традиционно признаваемых хозяйственным правом. Следовало показать соотношения понятий "Государственное руководство сельским хозяйством и АПК", "Государственное регулирование агропромышленного производства", "Государственное управление сельским хозяйством". Затем, на этой основе, произвести подачу учебного материала.

Самым существенным недостатком пособия является отсутствие в нем главы или хотя бы параграфа, посвященного законодательному регулированию отношений по обеспечению устойчивости и эффективности аграрного, прежде всего сельскохозяйственного производства.

В любой отрасли экономики, в т.ч. и в аграрной самым главным и наиболее проблемным является именно достижение и рост стабильности и результативности производства. Цель последнего — развитие на уровне расширенного воспроизводства, это мысленно и реально имеет место лишь при отсутствии колеблемости производства и его экономической доходности. Указанной целью обуславливаются задачи производства, функции участников производства, исходя из нее и с учетом ее определяются показатели производственной деятельности товаропроизводителей, проводятся итоги хозяйствования. Но почему-то таким важным сторонам функционирования сельского хозяйства и АПК достаточного внимания со стороны правоведов не уделяется.

Нельзя сказать, что научные исследования проблем устойчивости и эффективности производства абсолютно забываются. Имеются разработки, которые подтверждают наличие всех предпосылок, факторов, оснований (политический и экономический интерес государства; совокупность отношений по обеспечению роста эффективности и устойчивости аграрного производства; правовая общность, посвященная регламентированию названных видов аграрных связей) формирования и даже существования правовых институтов "Правовое обеспечение устойчивости аграрного производства" и "Правовое обеспечение эффективности аграрного производства". Результаты указанных разработок нашли свое воплощение в докторских и кандидатских диссертациях, опубликованы в печати, представлены в правотворческие органы государства (России, Башкортостана).

При таких обстоятельствах вопросы устойчивого и эффективного хозяйствования на селе должны стать предметом изучения в рамках курсов "Аграрное право" и "Правоведение", войти в учебные планы аграрных вузов, найти свое закрепление в качестве обязательного компонента.

Муратшин Ф.Р., к.ю.н., профессор Института права Башкирского госуниверситета, сказал, что обсуждаемое пособие по целому ряду позиций выгодно отличается от ранее изданных пособий и учебников. Обращает на себя внимание легкость и доступность изложения учебного материала. Это позволяет успешно изучать учебную дисциплину "Аграрное право" на начальных курсах юридических вузов, в средних специальных учебных заведениях юридического профиля, а также неюридических сельскохозяйственных и иных высших учебных заведениях.

Успешными представляются попытки авторов пособия раскрыть достаточно новые в аграрно-правовой науке проблемы, какими являются, например, вопросы о содержании современной аграрной политики и основных направлениях аграрной реформы в стране, регулировании аграрных отношений органами местного самоуправления.

Следует выделить стремление авторов рассмотреть состояние правового регулирования аграрных отношений на основе законодательства субъектов Российской Федерации, чему посвящен отдельных параграф. Вместе с тем нельзя не признать, что данный параграф носит скорее иллюстративный характер и в должной мере не объясняет, какие конкретно аграрные отношения регулируются сегодня на уровне субъектов Федерации их собственным законодательством, а какие — исключительно федеральным законодательством. Не затронут также вопрос о перспективах развития указанных уровней аграрного законодательства.

В пособии достаточно поверхностно изложены такие исключительно важные для юридической науки вопросы, как понятие и признаки аграрного права как отрасли современного российского права, ее институты. Рассмотрение аграрного права преимущественно только как науки или учебной дисциплины, как это сделано в пособии, не позволяет в должной мере отразить комплексность данной отрасли права, прежде всего комплексность предмета ее регулирования, и провести разграничение с другими отраслями права.

Галиновская Е.А., к.ю.н., ведущий научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, напомнила, что содержание аграрного законодательства всегда было достаточно сложным. Нормы, определяющие организацию сельского хозяйства, от формирования и действия основных сельскохозяйственных структур до регулирования отношений по сбыту произведенной сельскохозяйственной продукции, с одной стороны, следовали общим направлениям регулирования хозяйственных отношений, с другой стороны, постоянно имели в виду специфику аграрного производства.

Проводимая государством реформа дополнила перечень проблем необходимостью реструктуризации практически всего круга аграрных отношений. Аграрные реформы в России (и тому можно назвать множество объективных причин) никогда не отличались простотой и однозначностью результатов, не является исключением и реформа настоящая. В связи с этим хотелось обратить внимание на наиболее острые проблемы формирования и реализации нового аграрного законодательства.

Одной из проблем является то, что аграрное законодательство в подавляющей массе правовых норм — это законодательство, обеспечивающее реализацию экономических отношений. А экономические концепции дальнейшего развития сельского хозяйства в стране, при общем понимании основных направлений, сформированы не до конца и не представляют собой зачастую единой идеи. Еще сложнее обстоят дела с механизмами реализации концепций существующих и внедряемых. В связи с этим и аграрное законодательство не отличается целостностью и последовательностью регулирования.

В то же время мы не склонны сводить причины современного состояния законодательства о сельском хозяйстве только к причинам "внешнего", экономического характера. Сложности реализации норм аграрного законодательства имеют и "внутреннюю" подоплеку. Так, в течение последних лет в целом по России, и чем далее — тем скорее, в аграрном секторе уменьшается количество специалистов с юридическим образованием или обладающих необходимыми знаниями в области права. А с уменьшением (или отсутствием) часов, отводимых высшими учебными заведениями юридической и аграрно-экономической направленности изучению аграрного законодательства, знания профессионалов в этой области становятся еще меньшими.

Невелико и количество литературы, посвященной вопросам правового регулирования отношений в сельском хозяйстве. Kapтинy дополняет общий весьма низкий уровень знаний в области права среди сельского населения и отсутствие интереса к их приобретению.

В результате образуется существенный информационный провал, который сам по себе становится препятствием для адекватной реализации правовых норм при вступлении в аграрно-экономические отношения. Это во многом является причиной известных искажений при толковании и применении конкретных норм. Ведь ясно, что незнание того или иного закона не отменит необходимости его применения в нужном случае.

В связи с этим перед авторами учебного пособия "Аграрное право" стояла задача не только обеспечить сельскохозяйственные вузы адаптированным и достаточно полным пособием, но и предоставить широкому кругу специалистов и управленцев книгу в доступной, насколько это позволяет предмет, форме, описывающей современное состояние аграрного законодательства. При этом авторы рассчитывали также привлечь дополнительное внимание и интерес к аграрному законодательству и проблемам его применения, без которых решение этих проблем становится весьма затруднительным.

Габитов Р.Х., д.ю.н., зав. каф. хозяйственного и финансового права Института права Башкирского государственного университета, сообщил, что в республике, как и в целом по стране, еще не сложилась приемлемая для всех форма ведения сельскохозяйственного производства. Трудность заключается в том, что в настоящее время действует одновременно большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих аграрные отношения, и разобраться в их действии зачастую невозможно.

Поэтому издание нового пособия является серьезным научным вкладом в развитие аграрного права как учебной дисциплины. Весьма полезно и крайне необходимо это явление для практики. Кстати, одну из таких целей преследовали и сами авторы.

В учебнике в доступной форме освещены основные институты аграрного законодательства России, в частности, государственное управление сельским хозяйством, правовое положение сельскохозяйственных организаций, правовой статус их имущества, финансовые, договорные, трудовые отношения в сельском хозяйстве. Особое внимание уделено правовым основам использования земель сельскохозяйственного назначения, правовому регулированию различных видов сельскохозяйственной деятельности.

Значительное место отведено правовому регулированию охраны окружающей природной среды в процессе сельскохозяйственного производства. Обоснована необходимость надлежащего соблюдения требований экологического законодательства в аграрном секторе. В разделе пособия совершенно правильно подчеркивается, что сельскохозяйственное производство становится таким же опасным источником загрязнения окружающей среды, как промышленность и транспорт, и что природоохранные требования "столь существенны и принципиально важны, что, не соблюдая их, нельзя говорить об экономической эффективности аграрного производства".

Хотелось бы подчеркнуть, что удачно избранная структура книги также способствовала достижению цели, поставленной перед авторским коллективом. Подводя итог, следует отметить, что новое пособие по аграрному праву удобно для изучения, не изобилует лишним материалом и уже пользуется спросом не только у студентов-аграрников, но и у юристов, и у руководителей сельскохозяйственных организаций.

Между тем авторский коллектив признает, что аграрное законодательство еще отстает от потребностей современной жизни. Видимо, поэтому не все вопросы аграрного права получили полное освещение в учебнике. Надеемся, что дальнейшее развитие земельного и аграрного законодательства послужит поводом для разработки и издания новейших учебников по аграрному праву.

Файзуллин Г.Г., к.ю.н., доцент теории и истории государства и права Института права Башкирского государственного университета, подчеркнул, что аграрная реформа, начало которой положено в 90-х годах, является частью всей экономической реформы России в общенациональном масштабе. От того, как успешно будут решены проблемы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, в конечном счете зависит продовольственная безопасность страны, которая, в свою очередь, является гарантией социальной стабильности в обществе. В обсуждаемом учебнике, в отличие от предыдущих, имеется целая глава (3 глава) под названием "Управление агропромышленным комплексом России", которая разбита на 4 параграфа: 1. Понятие управления агропромышленным комплексом. 2. Основные направления экономического регулирования развития агропромышленного комплекса. 3. Система органов управления агропромышленным комплексом. 4. Местное самоуправление.

При этом мы не умаляем значения остальных 15 глав, где рассмотрены не менее важные вопросы, относящиеся к общей, основной и специальной части этого замечательного учебного пособия.

Итак, хотелось более подробнее остановиться на третьей главе, поскольку именно в ней находит свое зеркальное отражение все более утверждающаяся в общественном сознании тенденция усиления роли государства. Именно государство сегодня все больше выступает в качестве организатора экономического, правового и социально-экономического пространства для современного рыночного хозяйства. Как нам представляется, впервые в учебнике признается за государством не только статус "регулятора", но и такие важные, пожалуй, первоопределяющие функции, как "государственное управление", реализация которой является исключительной прерогативой самого государства.

В рассматриваемой главе обсуждаемого учебника авторы к формам государственного управления совершенно справедливо относят такие функции государства, как:

а) правотворческая деятельность; б) правоприменительная (правоисполнительная) деятельность; в) правоохранительная деятельность.

Верно отмечено, что в процессе рыночно-экономических преобразований императивные нормы применяются все реже и реже, и на их место приходят диспозитивные нормы, в которых доминирует универсальный принцип: "разрешается все, что прямо не запрещено законом". Конечно, императивные нормы (предписания, указания, запреты) применяются в тех случаях, когда стороны правоотношений нарушают существующее законодательство.

Подробно комментируются и другие методы управления АПК, в их числе методы рекомендаций, советов, организационно-политические, технические, от применения которых зависит эффективность агропромышленного производства. Признано, что эффективность методов управления АПК достигается при наличии экономической стабильности в обществе. Эффективность в аграрной отрасли экономики возможна в том случае, если синхронно функционирует вся система управления агропромышленным комплексом. Как известно, в государственном управлении общества его структурные сферы, части, регионы, предприятия рассматриваются в качестве сложной системы с множеством уровней иерархии. В предложенном учебнике содержатся весьма полезные рекомендации по повышению эффективности государственного управления аграрной сферой экономики. Перед взором читателя представлена вся вертикаль государственной власти и управления как федерального, так и регионального уровней, от взаимосогласованной работы которых фактически зависит, в конечном счете, успешное проведение аграрной политики Российского государства на современном этапе.

Ханнанова Т.Р., к.ю.н, доцент кафедры права Башкирского государственного аграрного университета, рекомендует пособие "Аграрное право" в качестве источника для изучения соответствующей учебной дисциплины и учебных курсов "Банковское право", "Финансовое право", "Финансовое и банковское право" студентам всех факультетов и отделений Башкирского государственного агарного университета.

Особый интерес с точки зрения перспектив развития институтов аграрного законодательства и институтов аграрного права представляет глава 11 "Правовое регулирование финансовых отношений в сельском хозяйстве". Указанная глава могла быть дополнена параграфами, посвященными вопросам правового регулирования финансовых отношений во всем их многообразии, включая регулирование внутрихозяйственных финансовых отношений, отношений сельхозтоваропроизводителей с кредитными организациями по поводу предоставления финансовых и банковских услуг (не ограничиваясь только кредитованием и залогами), отношений в сфере реформирования, реструктуризации, санирования, финансового оздоровления, несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций. Указанные отношения находят свое развитие в период становления рынка в сельском хозяйстве и других секторах экономики и должны быть адекватно урегулированы аграрно-правовыми нормами. Только аграрно-правовое регулирование способно учесть особенности названных отношений в сельском хозяйстве, специфику сельскохозяйственного производства, обеспечить защиту законных прав и интересов сельхозтоваропроизводителей в процессе их участия в финансовых отношениях, создать условия для достижения устойчивости и эффективности сельскохозяйственного производства.

Недорезков В.В., к.ю.н., заведующий кафедрой права Башкирского государственного аграрного университета, сказал, что аграрное право как учебная дисциплина имеет большое значение для Башкирского государственного аграрного университета. Для студентов, обучающихся на факультете "Экономика и право" по специальности "Экономика и управление аграрным производством" (специализация "правовое обеспечение хозяйственной деятельности"), аграрное право включено в качестве обязательной дисциплины, на освоение которой выделяется 100 часов. По аграрному праву выполняются контрольные, курсовые работы, пишутся рефераты. Как дисциплина специализации аграрное право преподается на всех факультетах, в качестве раздела включена в курс "Правоведение", относящийся к федеральному компоненту общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Поэтому вуз заинтересован в наличии качественной учебной литературы. Кафедрой права проводится определенная работа в этом направлении, к примеру, за последние годы издано около 10 монографий и учебных пособий, затрагивающих отдельные аспекты аграрного права. Кроме того, в библиотеке много литературы по аграрному праву, изданной в различные годы в Москве, Уфе, Екатеринбурге, однако большинство из них написано более 5 лет назад и в основном для юридических вузов.

Обсуждаемое пособие "Аграрное право" устраняет данные пробелы, поскольку учитывает последние изменения в законодательстве и ориентировано на студентов сельскохозяйственных вузов.

В пособии следует больше внимания уделить законодательству субъектов Российской Федерации, делая их сравнительный анализ, приводя конкретные примеры. Наличие главы 12 "Правовое регулирование отдельных видов сельскохозяйственной деятельности" безусловно относится к преимуществам издания, однако объем данной главы должен быть увеличен; к примеру, здесь можно дополнительно рассмотреть такие вопросы, как правовое регулирование рынка зерна и инженерно-технической системы агропромышленного комплекса.

В главу 11 "Правовое регулирование финансовых отношений в сельском хозяйстве" следует включить параграф, посвященный правовому регулированию расчетов в сфере агропромышленного производства, которые в силу отдельных нормативно-правовых актов имеют свою специфику.

Черепанцева Ю.С., к.ю.н., ст. преподаватель юридического факультета Оренбургского государственного университета, обратила внимание на то, что содержание пособия позволяет понять основные институты российского аграрного законодательства. В то же время оно предоставляет возможности развития творческого мышления. Теоретические основы данного пособия позволяют сориентироваться в аграрном праве России. Одним из достоинств данного пособия является не столько характеристика действующего аграрного законодательства, сколько раскрытие проблем в области регулирования аграрных отношений и определение направлений их решений.

Так, в качестве одной из самостоятельных глав пособия является глава девятая "Регулирование трудовых отношений в сельском хозяйстве". В ней рассматриваются особенности возникновения и функционирования отношений по труду в сельскохозяйственных кооперативах, на сельскохозяйственных предприятиях, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, определяется специфика оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха, методов обеспечения трудовой дисциплины, причины возникновения трудовых споров и процедуры их рассмотрения. Особое внимание уделено вопросам охраны труда и здоровья работников сельского хозяйства. И это не просто дань традиции. Ведь забота о здоровье работников и обеспечении охраны их труда несет в себе определенное социальное значение и выступает в качестве одной из гарантий права на жизнь.

Агапов А.В., ст.преп.кафедры права Башкирского государственного аграрного университета, сказал, что современное состояние аграрного сектора экономики характеризуется наличием целого ряда проблем, требующих поиска эффективных путей их разрешения. Проблема преодоления правого нигилизма на селе не исключение. Действительно, на сегодняшний день большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей присущ низкий уровень знаний. Это, в свою очередь, оказывает отрицательное воздействие на их хозяйственную деятельность, влияя тем самым на эффективность и устойчивость аграрного производства.

Выход пособия "Аграрное право" является, несомненно, шагом вперед к решению указанных проблем. Авторами достаточно детализированно изложены основные институты аграрного права, в результате чего представлена систематизированная основа для получения и совершенствования знаний в сфере аграрного права.

Одной из проблем аграрного сектора является проблема правового оформления хозяйственных отношений. В ее контексте можно вынести на обсуждение два вопроса:

Решение первого вопроса напрямую связано с повышением уровня правовой культуры участников хозяйственных связей в сельском хозяйстве. В рамках второго вопроса необходимо обратить внимание на роль аграрно-правовых норм в регулировании договорных отношений, принимая во внимание тот факт, что в практике хозяйственных связей сельскохозяйственные товаропроизводители, во многих случаях, руководствуются именно подзаконными нормативно-правовыми актами, которые в наиболее полной мере позволяют учитывать особенности договорных отношений в сельском хозяйстве.

Палаткин В.С., аспирант кафедры права Башкирского государственного аграрного университета, констатировал, что пособие выполняет свою основную задачу: является хорошей основой для обучения студентов высших учебных заведений в рамках курса "Аграрное право". Материал изложен доступно, логично и последовательно не только для обучающихся в юридических вузах и на специализированных юридических факультетах, но также и для студентов аграрных вузов, не имеющих глубоких познаний в области права. Последнее особенно важно, поскольку большинство существующих учебных пособий и учебников сложны для восприятия и, вследствие этого, малоприменимы.

Признавая значимость пособия, хотелось бы сделать ряд предложений, способных повысить его актуальность и практическую ценность. Прежде всего, целесообразно расширить пособие, дополнив его отдельной главой "Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций". За последние три года в России было принято 28 000 решений о признании должников банкротами и об открытии конкурсного производства. Значительное число из них составляют аграрные формирования. Не секрет, что в условиях кризиса агропромышленного комплекса подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий имеют формальные признаки банкротства. Согласно отчетам Арбитражного суда Республики Башкортостан, дела о признании несостоятельными сельскохозяйственных организаций составляют наиболее сложную категорию дел, рассмотрение которых вызывает наибольшее количество спорных вопросов и нарушений. На практике имеет место крайне негативное отношение работников сельскохозяйственных предприятий ко всему, что связано с банкротством. В этих условиях важно, чтобы студенты аграрных вузов умели хорошо ориентироваться в нормах законодательства о несостоятельности, а также эффективно использовать преимущества, связанные с введением той или иной процедуры банкротства.

Кроме того, желательно расширить параграф 3 главы 11 "Правовое регулирование кредитования сельскохозяйственного производства", включив в него положения о правовом регулировании лизинговых отношений. Лизинг сегодня представляет собой новейший финансовый инструмент, который, благодаря благоприятному налоговому и правовому режимам, широко используется в целях расширения производства и обновления основных средств. Применение его в сельском хозяйстве, безусловно, способно значительно повысить конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий в условиях рыночной экономики.

Позднякова Е.А., аспирантка юридического факультета Оренбургского государственного университета, уделила внимание такому важному институту, как институт юридической ответственности в области аграрных отношений.

Отношения, связанные с применением труда в сельском хозяйстве, несмотря на всю свою специфичность, регулируются нормами трудового законодательства. Отсюда следует, что субъектами таких отношений являются работник и работодатель, осуществляющие производственную деятельность в сельском хозяйстве. Соответственно, при привлечении к ответственности речь должна идти о двух видах субъектов — работнике и работодателе. При этом работодателем может быть как юридическое лицо (филиалы, подразделения, представительства), так и физическое лицо, зарегистрированное в законном порядке в качестве индивидуального предпринимателя.

Авторы учебника совершенно верно отмечают в качестве элементов состава правонарушения противоправность и вину. Однако нами не разделяется данная точка зрения, поскольку для привлечения к ответственности необходимо наличие четырех элементов. К двум вышеуказанным необходимо добавить причинную связь между противоправным деянием и наступившими последствиями, а также реальный ущерб. Реальный ущерб является важным элементом, поскольку, согласно трудовому законодательству, работник возмещает реальный ущерб и не возмещает упущенную выгоду, неустойку, пени и штрафы.

Не совсем верно уточнен субъектный состав правонарушения. Авторы отмечают, что субъектами правонарушения, т. е. лицами, которые могут быть привлечены к ответственности, являются вменяемые граждане (способные осознавать значение своих противоправных деяний), достигшие определенного возраста. Однако существуют такие виды ответственности, к которым может быть привлечен только работодатель, которым, как уже отмечалось, может быть юридическое или физическое лицо; такой ответственностью является административная ответственность. И, наоборот, к некоторым видам ответственности может быть привлечено только физическое лицо, например, уголовная, материальная или дисциплинарная ответственность. Даже если в действиях руководителя предприятия имеет место состав преступления, к уголовной ответственности он будет привлечен как должностное лицо. Нами разделяется точка зрения авторов о том, что дисциплинарная ответственность нередко оказывается более эффективной, чем другие виды ответственности.

В области аграрных отношений имеет место сочетание норм различных отраслей законодательства при регулировании труда, например у членов кооператива. Их труд регулируется, помимо норм трудового законодательства, и другими нормативно-правовыми документами, которые в свою очередь могут предусматривать другую, например имущественную ответственность.

Контактный телефон:
7 (095) 332-75-82 (раб.)
Боголюбов Сергей Александрович,
д.ю.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ,
зав. отделом Института законодательства и
сравнительного правоведения при
Правительстве РФ


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"