Черные дыры в Российском Законодательстве 2002'2 |
|||||||
|
Ревин В.П., Заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор,
академик РАЕН, Академии военных наук, Нью-йоркской академии наук (США), почетный
профессор Европейского университета, эксперт Госдумы, начальник кафедры;
Малков В.Д., Заслуженный деятель науки РФ, д.ю.н., профессор, академик РАЕН,
профессор кафедры;
Плешаков В.А., д.ю.н., профессор, профессор кафедры;
Лукьянов Ю.К., к.ю.н., доцент, зам. начальника кафедры;
Токарев А.Ф., к.ю.н., доцент;
Маслов С.А., ст. преподаватель
Академия управления МВД России
В современных условиях возрастает необходимость правового регулирования предупреждения преступлений, поскольку эта деятельность осуществляется в основном хаотично и в минимальном режиме. Ее правовая регламентация сводится к отдельным ведомственным нормативным актам, регулирующим деятельность служб и подразделений правоохранительных органов. Несмотря на серьезность ситуации с преступностью, в стране нет единой концепции развития, закона и структуры системы органов, осуществляющих предупредительную деятельность.
Отсутствие законодательного регулирования профилактической деятельности в современной России порождает разнобой в реализации этой важной функции государства различными органами и организациями, а в ряде случаев, например, при осуществлении индивидуальной профилактической деятельности, приводит к нарушениям прав граждан.
Разработка и принятие специализированного Федерального закона, регулирующего предупреждение преступлений, определено требованиями Конституции Российской Федерации, поскольку ограничение прав и свобод человека может осуществляться только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (п.3 ст.55 Конституции РФ).
Необходимость принятия закона определяется также процессом и существом глубокого реформирования общественных отношений в современной России, обусловливающего кардинальные изменения в деятельности государства по предупреждению преступлений, серьезностью криминальной ситуации в стране, что неизбежно ведет к необходимости правового регулирования предупредительной деятельности — одного из приоритетных направлений борьбы с преступностью. В настоящее же время оно носит фрагментарный характер и осуществляется в основном ведомственными нормативными актами. Результатом такого положения являются разрозненность, слабая скоординированность предупредительной деятельности и, в конечном счете, незначительная эффективность предупреждения преступлений.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в обществе давно назрела социальная потребность принятия базового федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений», согласно которому в дальнейшем могли бы приниматься соответствующие законы по отдельным направлениям предупредительной деятельности, а также на различных уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления). Промедление в его принятии «толкает» субъекты Российской Федерации на принятие региональных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, что объективно порождает разнобой правовой базы, различные подходы, которые не отражают специфику территориальных различий.
Следует отметить, что именно Россия накопила в прошлом значительный опыт регулирования предупредительной деятельности. Еще в 1878 г. был принят Устав о предупреждении и пресечении преступлений, в котором, наряду с перечнем деяний и лиц, подлежащих превентивному воздействию, регламентировались также некоторые вопросы тактики действий как правоохранительных органов, так и населения. Устав состоял из 326 статей, заключенных в пяти разделах: о предупреждении и пресечении преступлений против веры; о предупреждении и пресечении преступлений против общественного порядка и учреждений правительства; о предупреждении и пресечении беспорядков при увеселении и забавах, пресечении явного соблазна и разврата в поведении; о предупреждении и пресечении преступлений против личной безопасности; о предупреждении и пресечении преступлений против имущества.
В XX веке, к 70-м годам, сформировались и эффективно действовала система общего и специального предупреждения преступлений. Специализированные подразделения органов внутренних дел и прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, специальные воспитательные и реабилитационные учреждения вели большую работу во взаимодействии с советами профилактики на предприятиях, иными многочисленными общественными формированиями. Население так или иначе принимало участие в предупреждении преступлений, оказывало соответствующую помощь правоохранительным органам. Опыт предупредительной деятельности тех лет получил международное признание, нашел отражение в документах ООН и ее специализированных органов. Отдельные направления предупредительной деятельности, особенно связанные с предупреждением преступлений несовершеннолетних, бытовой и рецидивной преступности, регулировались законодательными и иными нормативными актами о комиссиях и инспекциях по делам несовершеннолетних, ДНД, общественных воспитателях, специальных воспитательных и реабилитационных учреждениях, об ограничении дееспособности алкоголиков, наркоманов и т.д.
Вместе с тем, следует отметить и то, что неоднократные попытки разработки законопроектов профилактической направленности, которые охватывали бы всю сферу предупреждения преступлений и создавали правовую основу взаимодействия различных субъектов, так и не получили логического завершения. В настоящее время граждане нашей страны живут в другой общественно-политической формации.
В связи с вышеперечисленным, рабочей группой Академии управления МВД России с участием представителей служб и научно-исследовательских учреждений Министерства, а также Федеральной службы безопасности, Федеральной пограничной службы, Федеральной службы налоговой полиции, Государственной таможенного комитета, Минюста России, НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации разработан проект федерального закона «Об основах государственной системы предупреждения преступлений». Он направлен на то, чтобы восстановить и активизировать деятельность по предупреждению преступлений. При этом его концептуальные идеи обеспечения своевременности и достаточности предупреждения преступлений органически сочетаются с реализацией принципа законности и справедливости.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права законопроект устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью государственной системы предупреждения преступлений, направленных на выявление причин преступлений, условий, способствующих их совершению, оказание профилактического воздействия на лиц, склонных к совершению преступлений. Проект содержит нормы, регламентирующие организационное, информационное и ресурсное обеспечение предупреждения преступлений. Его принятие устраняет существующий пробел в федеральном законодательстве в части правового регулирования предупреждения преступлений.
Представляемый читателям журнала проект федерального закона “Об основах государственной системы предупреждения преступлений” носит рамочный характер. На уровне Российской Федерации он определяет основные положения, регламентирующие деятельность по предупреждению преступлений, предоставляя возможность субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления с учетом их компетенции разрабатывать соответствующие нормативные правовые акты, детализирующие положения федерального закона.
В законопроекте также определены основные цели и принципы деятельности по предупреждению преступлений, компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; система субъектов предупреждения преступлений; гарантии, формы и способы защиты прав и свобод лиц, в отношении которых применяются предупредительные меры; организационное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений.
Законопроект, определяя субъекты государственной системы предупреждения преступлений и их общую компетенцию, дифференцирует их в зависимости от характера и содержания деятельности в указанной сфере: субъекты, непосредственно осуществляющие предупреждение преступлений (правоохранительные органы), и субъекты, участвующие в предупреждении преступлений (органы и учреждения социального обслуживания населения, общественные формирования и граждане). Такой подход позволяет конкретизировать общую компетенцию субъектов предупреждения преступлений с учетом специфики их деятельности и объектов предупредительного воздействия в ведомственных нормативных правовых актах, базирующихся на положениях данного федерального закона.
Центральным в законопроекте является раздел третий: «Индивидуальное предупреждение преступлений». Именно в этой сфере недостаток правового регулирования ощущается более всего, поскольку здесь, как свидетельствует практика, наиболее существенно затрагиваются конституционные права граждан.
Раздел логически выстроен таким образом, что статьи, регламентирующие индивидуально-предупредительные меры, размещены соответственно нарастанию степени общественной опасности поведения конкретного лица.
Значительное внимание в законопроекте уделяется основаниям для применения мер индивидуального предупреждения преступлений. Это имеет существенное значение для соблюдения законности и обоснованности принятия соответствующих решений полномочными должностными лицами.
Особое внимание в законопроекте уделяется регламентации прав и обязанностей лиц, в отношении которых применяются меры индивидуального предупреждения преступлений. В то же время в законопроекте достаточно конкретно определены меры общего предупреждения преступлений, а также меры организационного, методического и ресурсного обеспечения деятельности государственной системы предупреждения преступлений.
Разработчики считают настоящий законопроект важным для деятельности по предупреждению преступлений и дальнейшего расширения ее нормативно-правовой регламентации. Предлагаем его для обсуждения читателям журнала и будем благодарны за отзывы о нем.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы государственной системы предупреждения преступлений и регулирует отношения в сфере ее деятельности.
В Федеральном законе применяются следующие основные понятия:
предупреждение преступлений — деятельность, направленная на недопущение преступлений путем устранения причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания предупредительного воздействия на лиц с противоправным поведением;
государственная система предупреждения преступлений — совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, других органов, организаций и учреждений, осуществляющих на основе норм данного Федерального закона и других законодательных актов Российской Федерации комплекс мер общего и индивидуального предупреждения преступлений;
общее предупреждение преступлений — деятельность по выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению; правовому воспитанию; осуществлению криминологической экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; по разработке и реализации программ предупреждения преступлений; по профилактической паспортизации предприятий, учреждений и организаций;
индивидуальное предупреждение преступлений — деятельность по выявлению лиц с противоправным поведением, оказанию на них корректирующего воздействия в целях недопущения совершения преступлений;
профилактический учет — система мер, обеспечивающих выявление, регистрацию и анализ данных о лицах, в отношении которых осуществляется индивидуальное предупреждение преступлений;
виктимологическая профилактика — деятельность, направленная на снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств;
криминологическая экспертиза — специальное исследование проектов законодательных и иных нормативных правовых актов для оценки их возможного влияния на преступность;
криминологический мониторинг — система непрерывного наблюдения, анализа и оценки преступности, состояния борьбы с ней с целью повышения эффективности деятельности по предупреждению преступлений;
программы предупреждения преступлений — нормативно-правовые документы, определяющие систему (комплекс) мер предупреждения преступлений посредством указания целей, задач, средств, способов, этапов, механизма реализации соответствующих мер, их ресурсного обеспечения, а также показателей ожидаемых результатов.
Предупреждение преступлений осуществляется с целью противодействия криминогенным процессам в обществе, обеспечения сдерживания и сокращения преступности, защиты личности, общества, государства от преступных посягательств.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению или нейтрализации;
осуществление индивидуального предупреждения преступлений в отношении лиц с противоправным поведением;
снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств;
повышение правосознания населения.
Правовую основу предупреждения преступлений составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий, регулирующие отношения в сфере предупреждения преступлений.
Предупреждение преступлений основывается на принципах законности, демократизма, социальной справедливости и гуманности, комплексного подхода, дифференциации и индивидуального подхода, своевременности и достаточности мер предупреждения преступлений.
Субъекты предупреждения преступлений осуществляют свою деятельность в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, при неуклонном соблюдении прав и свобод человека и гражданина, защите интересов общества и государства.
Ограничение прав и свобод человека в процессе предупреждения преступлений допускается только на основе Федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Демократизм предупреждения преступлений означает осуществление этой деятельности широкой системой государственных органов, органов местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.
Предупреждение преступлений направлено на защиту законных интересов личности, общества и государства, восстановление нарушенных прав и свобод. Меры предупреждения преступлений должны соответствовать характеру и степени общественной опасности поведения личности и не могут причинять физические страдания или унижать человеческое достоинство.
Комплексный подход в предупреждении преступлений означает применение взаимосвязанных мер социального, экономического, политического, правового, воспитательного, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению; сочетание общего и индивидуального предупреждения преступлений; скоординированное взаимодействие субъектов предупреждения преступлений.
Субъектами государственной системы предупреждения преступлений являются:
федеральные органы законодательной власти, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений;
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организующие работу подчиненных органов исполнительной власти по исполнению законодательства, регулирующего вопросы предупреждения преступлений;
межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;
суды, органы прокуратуры, органы юстиции, осуществляющие в пределах своих полномочий меры по предупреждению преступлений;
органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы и учреждения, исполняющие наказания, органы налоговой полиции, органы федеральной пограничной службы, таможенные органы, их должностные лица, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений.
Органы местного самоуправления, органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, общественные и религиозные объединения, другие учреждения, предприятия и организации, независимо от форм собственности, принимают участие в предупреждении преступлений в рамках своей компетенции и уставных задач.
Субъекты государственной системы предупреждения преступлений осуществляют:
правовое регулирование отношений в сфере предупреждения преступлений, закрепление в законодательных и подзаконных актах основополагающих принципов, форм и методов предупреждения преступлений, а также определение компетенции государственных органов по осуществлению предупреждения преступлений;
формирование федеральных и региональных целевых программ предупреждения преступлений и участие в их выполнении;
организацию деятельности подчиненных органов и учреждений по предупреждению преступлений;
организацию и проведение научных исследований проблем предупреждения преступлений.
Субъекты, непосредственно осуществляющие предупреждение преступлений, кроме того:
организуют и осуществляют меры общего и индивидуального предупреждения преступлений;
информируют население, а также руководителей предприятий, учреждений и организаций о формах и методах защиты от преступных посягательств;
изучают передовой отечественный и зарубежный опыт предупреждения преступлений и обеспечивают его внедрение в практику;
оказывают подчиненным органам, подразделениям и учреждениям организационно-методическую и практическую помощь;
организуют и осуществляют взаимодействие с иными органами и организациями;
привлекают общественность, в том числе общественные объединения правоохранительной направленности, частные охранные структуры к работе по предупреждению преступлений;
формируют справочно-информационные фонды и учеты, статистическую отчетность, а также осуществляют обмен информацией для эффективной деятельности по предупреждению преступлений.
Компетенция субъектов государственной системы предупреждения преступлений конкретизируется с учетом специфики их деятельности в соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актах.
К предметам ведения Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений относятся:
разработка основ федеральной политики предупреждения преступлений;
принятие и изменение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, направленных на предупреждение преступлений;
разработка, финансирование и реализация федеральных программ предупреждения преступлений;
координация и методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предупреждению преступлений;
установление единой государственной системы статистической отчетности в области предупреждения преступлений.
К предметам ведения субъектов Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений относятся:
принятие и изменение законов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на предупреждение преступлений;
разработка, финансирование и реализация региональных программ предупреждения преступлений;
координация и методическое обеспечение деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предупреждению преступлений;
наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации в сфере предупреждения преступлений, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации и возложенными полномочиями обеспечивают решение задач общего и индивидуального предупреждения преступлений в пределах своей компетенции.
Мерами общего предупреждения преступлений являются:
выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению;
разработка и реализация программ предупреждения преступлений;
профилактическая паспортизация предприятий, учреждений и организаций;
правовое воспитание граждан;
криминологическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов.
Субъекты государственной системы предупреждения преступлений обязаны в пределах своей компетенции выявлять причины преступлений и условия, способствующие их совершению, вызванные неблагоприятными факторами нравственного формирования личности; деятельностью предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц; иными обстоятельствами и ситуациями.
Субъекты государственной системы предупреждения преступлений в пределах своей компетенции и во взаимодействии с иными органами, организациями и учреждениями обязаны принимать меры по нейтрализации, ослаблению влияния, либо устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленную систематическую деятельность субъектов государственной системы предупреждения преступлений по формированию правового сознания и правовой культуры граждан.
Правовое воспитание осуществляется в рамках общего, профессионального, дополнительного образования и правового просвещения населения.
Формами правового воспитания являются правовая пропаганда, правовое обучение, оказание юридической помощи гражданам, формирование с помощью средств массовой информации их законопослушного поведения.
Органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, органы налоговой полиции, органы федеральной пограничной службы, таможенные органы, органы прокуратуры, органы юстиции, суды в пределах своей компетенции оказывают методическую и информационную помощь другим субъектам предупреждения преступлений при ведении ими работы по правовому воспитанию граждан.
Криминологическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов для оценки их возможного влияния на преступность проводится соответствующими специалистами.
Решение о необходимости проведения криминологической экспертизы проектов законодательных актов принимают органы власти Российской Федерации и органы власти субъектов Российской Федерации, обладающие правом законодательной инициативы.
Решение о необходимости проведения криминологической экспертизы проектов иных нормативных правовых актов принимают органы исполнительной власти.
Порядок оценки и реализации результатов криминологической экспертизы устанавливается органами, принявшими решение о ее назначении.
Основаниями для применения мер индивидуального предупреждения преступлений являются следующие юридически установленные факты:
совершение лицом административных правонарушений при обстоятельствах, отягчающих ответственность;
освобождение лица от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным уголовным и уголовно-процессуальным законодательством;
невыполнение лицом, осужденным условно, с отсрочкой отбывания наказания, освобожденным условно-досрочно от дальнейшего отбывания наказания обязанностей, возложенных на него судом;
противоправное поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята или не погашена.
Данные факты устанавливаются по результатам:
дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства и исполнения уголовного наказания;
проведения прокурорских проверок;
осуществления деятельности по индивидуальному предупреждению преступлений;
рассмотрения сообщений государственных органов, организаций, общественных объединений, заявлений и жалоб граждан, публикаций в средствах массовой информации.
Мерами индивидуального предупреждения преступлений являются:
профилактическая беседа;
предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения;
направление информации о причинах и условиях противоправного поведения;
профилактический учет;
установление наблюдения и контроля за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята или не погашена;
оказание социальной помощи лицам, в отношении которых осуществляется индивидуальное предупреждение преступлений.
Указанные меры применяются субъектами непосредственного предупреждения преступлений, перечисленными в статье 9 настоящего Федерального закона, с учетом индивидуальных особенностей профилактируемых лиц, характера и степени общественной опасности совершенных ими противоправных деяний. Применение мер индивидуального предупреждения преступлений прекращается после устранения обстоятельств, послуживших основанием для их применения.
Меры индивидуального предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей применяются в соответствии с Федеральным законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
Профилактическая беседа состоит в разъяснении лицу его ответственности перед обществом и государством, социальных и правовых последствий продолжения противоправного поведения, а также - убеждении в необходимости следовать установленным нормам поведения. В ходе беседы оно предупреждается о необходимости прекращения противоправного поведения.
В профилактической беседе могут участвовать представители соответствующих организаций, учреждений, общественных объединений и другие заинтересованные лица.
Предостережение о недопустимости продолжения противоправного поведения состоит в разъяснении лицу общественной опасности совершаемых им деяний и оформляется в письменном виде.
Предостережение может быть вынесено только при наличии оснований, указанных в статье 18 настоящего Федерального закона.
Правом вынесения предостережения обладают: судьи — по рассматриваемым ими делам или материалам; прокуроры, следователи, начальники органов дознания в связи с имеющимися в их производстве делами или материалами.
Информация о причинах и условиях противоправного поведения лица направляется в учреждения, организации, общественные объединения для применения мер профилактического воздействия, а также устранения причин и условий, способствующих такому поведению.
О принятых мерах в месячный срок сообщается инициатору направления информации.
Органами внутренних дел, налоговой полицией, учреждениями уголовно-исполнительной системы, органами федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной служб на профилактический учет ставятся лица, при наличии оснований, перечисленных в статье 18 настоящего Федерального закона.
Профилактический учет имеет целью изучение поведения указанных лиц, оказание на них необходимого профилактического воздействия.
Порядок постановки на профилактический учет, его ведения и снятия с учета регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами.
Субъектами государственной системы предупреждения преступлений, указанными в статье 9 настоящего Федерального закона, ведется наблюдение и устанавливается контроль за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судимость не снята или не погашена.
Порядок и формы наблюдения и контроля за указанными лицами определяются судом на основании специального федерального закона.
Лицам, в отношении которых осуществляется индивидуальное предупреждение преступлений, нуждающимся в социальной помощи, субъектами предупреждения преступлений оказывается содействие в бытовом и трудовом устройстве, в предоставлении им психолого-педагогической, медицинской, консультативно-правовой и иной помощи, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Лица, в отношении которых применяются меры индивидуального предупреждения преступлений, вправе:
знать основания характер и правовые последствия применяемых к ним мер индивидуального предупреждения преступлений;
заявлять ходатайства и обжаловать действия, осуществляемые в связи с применением к ним мер индивидуального предупреждения преступлений, вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.
Лица, в отношении которых применяются меры индивидуального предупреждения преступлений, обязаны:
выполнять законные требования должностных лиц субъектов государственной системы предупреждения преступлений, связанные с применением мер индивидуального предупреждения преступлений;
являться по вызову вышеуказанных должностных лиц в соответствующий орган и давать объяснения в устной или письменной форме об обстоятельствах, в связи, с которыми к ним применяются меры индивидуального предупреждения преступлений.
Субъекты государственной системы предупреждения преступлений организуют и осуществляют взаимодействие с населением, общественными организациями и формированиями, другими министерствами и ведомствами, предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности, средствами массовой информации.
Организацию взаимодействия субъектов государственной системы предупреждения преступлений осуществляет Комиссия по предупреждению преступлений при Правительстве Российской Федерации и соответствующие комиссии при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Деятельность комиссий по предупреждению преступлений осуществляется на основе Положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
Планирование мер предупреждения преступлений осуществляется органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе анализа государственной и ведомственной статистической отчетности, результатов криминологического мониторинга, криминологических экспертиз, изучения общественного мнения населения, материалов о деятельности субъектов государственной системы предупреждения преступлений.
В планах предупреждения преступлений, определяются задачи, средства, этапы, профилактические меры и механизм их реализации, а также показатели ожидаемых результатов.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, разрабатывающие планы предупреждения преступлений, обеспечивают финансирование и осуществляют контроль за их реализацией.
Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществляют организационно-методическую и информационную поддержку деятельности субъектов государственной системы предупреждения преступлений, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан, всемерно стимулируя, поощряя и развивая их гражданскую активность.
Контроль за деятельностью субъектов государственной системы предупреждения преступлений, соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина при применении мер предупреждения преступлений осуществляют в установленном порядке в пределах своей компетенции органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Ведомственный контроль за деятельностью субъектов предупреждения преступлений осуществляется их вышестоящими органами и должностными лицами в порядке, определяемом соответствующими нормативными правовыми актами.
Надзор за исполнением настоящего закона, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Ответственность должностных и иных лиц за правонарушения в сфере предупреждения преступлений наступает в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансовое и материальное обеспечение деятельности по предупреждению преступлений осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов органов местного самоуправления.
Дополнительными источниками финансирования могут быть благотворительные взносы, добровольные безвозмездные пожертвования и иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Контактные телефоны:
7 (095) 150-59-70
Ревин Валерий Петрович,
7 (095) 156-81-03
Малков Вадим Дмитриевич
Почтовый адрес:
125171, г. Москва, ул. З. и А. Космодемьянских,
д. 8, Академия Управления МВД России
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"