Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Ответственность за организацию преступного сообщества

Гринько С.Д., к.ю.н., проректор
Ессентукский институт управления, бизнеса и права

Изучение непродолжительного по времени опыта борьбы с преступными сообществами в соответствии с новым Уголовным кодексом Российской Федерации показало некоторые противоречия, заложенные уже в самом Уголовном кодексе. Так, из смысла ч. 1 ст. 210 вытекает, что преступное сообщество состоит из нескольких входящих в него структурных образований. Так же говорится и в многочисленных комментариях к этой статье. В то же время в ч. 4 ст. 35 указывается, что «преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организационной группой (организацией)…». Из этого следует, что сообществом можно считать и отдельную преступную группу.

При нарастании числа организованных преступных формирований обостряется проблема их взаимодействия: раздела сфер влияния, общего противостояния государству и т. п.

Появляются преступные сообщества, обеспечивающие это взаимодействие организованных групп, банд, преступных организаций, обмен информацией, объединение усилий в нейтрализации и использовании правоохранительной системы, иных государственных структур и институтов гражданского общества, в оказании помощи нуждающимся функционерам преступных организаций.

Основа создания преступных сообществ носит иной характер, чем у преступных организаций, создаваемых на базе совместной организованной преступной деятельности.

В преступном сообществе к тому же сотрудничают уже не преступные организации и преступные группы в целом, как ее подструктуры, а представители этих формирований или даже самостоятельно "работающие" профессиональные преступники.

Преступное сообщество − это не вышестоящая инстанция по отношению к другим преступным формированиям, а некий координационный орган, имеющий и черты "криминального профсоюза" для преступников-профессионалов, и черты партии, когда оно начинает влиять на политические процессы в стране.

В России в настоящее время существует не одно преступное сообщество, они враждуют между собой с применением самых радикальных средств (поджоги, убийства, публичное выяснение отношений с оружием и т. п.), либо заключают перемирие.

Термин "преступное сообщество" в уголовном праве употребляется в ином смысле. В УК России преступное сообщество трактуется как вид организованной преступной группы, члены которой совместно совершают преступления.

Это − пример того, что уголовный закон может неточно отражать криминальные реалии. В проекте федерального закона "О борьбе с организованной преступностью" дается следующее определение: «Преступное сообщество − объединение организаторов, или руководителей, или других участников преступных организаций, или организованных групп, или банд, или иных лиц для совместной разработки либо реализации мер по координации, поддержанию, развитию преступной деятельности соответствующих формирований или лиц, либо мер по созданию благоприятных условий для преступной деятельности занимающихся ею лиц…».

Преступные сообщества могут полностью преобразовываться в преступные организации или приобретать лишь их отдельные черты.

Представляется целесообразным наиболее полно определить преступное сообщество только в ст. 210 УК, исключив из УК ч. 4 ст. 35, а также в ч. 7 ст. 35 указание о совершении преступления, преступным сообществом, так как преступное сообщество необходимо считать только координационным органом, а все совершаемые совместно преступления членами преступного сообщества необходимо квалифицировать как совершенные организованной группой или бандой, с привлечением виновных лиц к уголовной ответственности по соответствующим статьям особенной части УК со ссылкой на ст. 33, для организаторов, подстрекателей, пособников, за исключение случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями, и по совокупности со статьей 210 УК. Необходимо также исключить из статьи 210 УК поясняющие слова «преступной организации», так как преступной организацией является менее опасное формирование. Например, в проекте федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» преступная организация определяется следующим образом: «Преступная организация − объединение лиц, либо организованных групп, либо банд для совместной преступной деятельности с распределением между участниками функций по:

Исходя из смысла данного определения, можно сделать вывод, что преступная организация – это формирование меньшей степени опасности, чем преступное сообщество, является формированием, имеющим структурные образования, а распределение функций между участниками делает это формирование тождественно организационной группе, лишь большего масштаба. Так, Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении «О судебной практике по делам о вымогательстве» от 4 мая 1990 года № 3 (с последующими изменениями) указал:

«Под организованной группой, предусмотренной в качестве квалифицированного признака, следует понимать устойчивую группу из двух или более лиц, объединяемых умыслом на совершение одного или нескольких преступлений. Как правило, такая группа тщательно готовит и планирует преступление, распределяет роли между соучастниками, оснащается техникой и т.д.». Из этого следует, что преступное сообщество нетождественно преступной организации. Необходимо также учитывать, что деятельность преступных организаций может координироваться преступным сообществом.

Специфика особой опасности преступного сообщества такова, что законодатель сам факт создания преступного сообщества считает самостоятельным и оконченным преступлением. Так, состав «Организация преступного сообщества» (ст. 210 УК) образует создание преступного сообщества для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом. Поэтому наказание по ст. 210 УК должно предусматриваться выше, чем за бандитизм (ст. 209 УК).

Предусматривая ответственность за организацию преступного сообщества, было бы целесообразным в примечании указать условия освобождения от уголовной ответственности.

На основании вышеизложенного, полагаю, что ст. 210 УК РФ должна быть изложена в следующей редакции:

«1. Создание преступного сообщества – объединения организаторов и руководителей преступных организаций, организованных групп и банд, а также отдельных лиц для совместной разработки и (или) реализации мер по координации, поддержанию и развитию преступной деятельности соответствующих формирований и отдельных лиц, а также по организации совершения тяжких и особо тяжких преступлений в указанных целях, а равно руководство таким сообществом – наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
2. Участие в преступном сообществе – наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, − наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с конфискацией имущества или без таковой.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе и активно способствовавшее раскрытию преступлений, совершенных членами преступного сообщества, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.»


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"