Черные дыры в Российском Законодательстве 2003'1 |
|||||||
|
Кузьмин А.П., к.ю.н., прокурор октябрьского
административного округа города
Мурманска,
старший советник юстиции
ХХI век - век информатизации.
Статья 2 Федерального Закона РФ № 24-ФЗ от 20.02.95 "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информатизацию как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Общество в силу развития компьютерных технологий обработки информации постепенно приобретает характер информационного общества, которое, по своей сути, является новой исторической фазой развития цивилизации, где жизнь и деятельность человека, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации. В информационном обществе повсеместно применяются информационные и коммуникационные технологии, используются электронно-вычислительная техника, телекоммуникационные сети, электронные библиотеки, банки данных, автоматизированные информационные системы, системы искусственного интеллекта и т.д. Во многих странах уже приняты или принимаются национальные программы вхождения в такое информационное общество.
Постановлением Правительства № 65 от 28.01.2002 принята такая программа и у нас: Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", которая должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий.
Задачами этой Федеральной целевой программы являются:
В настоящее время Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» является всеобъемлющим документом, регламентирующим осуществление информатизации в нашей стране.
Данная программа утверждена постановлением Правительства РФ в начале 2002 года, но еще в 2000 году в издательстве Международного независимого эколого-политологического университета в г. Москве вышел в свет учебник Кима Серафимовича Скоромникова «Компьютерное право», научные идеи которого фактически предвосхитили положения Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».
К великому сожалению, этот ученый-правовед безвременно ушел из жизни, что не позволило ему с достаточной полнотой решить все поставленные им проблемы такой новой, развивающейся отрасли права, как компьютерное право.
Им правильно было указано на возникновение объективной необходимости обращения к правовым средствам решения множества проблем, связанных с кардинальной сменой способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений в условиях широкомасштабной компьютеризации информационной сферы, где стало все труднее наводить должный порядок без дополнительных правовых усилий.
К числу правовых проблем, вызванных бурным развитием компьютерных систем и сетей и требующих приоритетного решения, Скоромников К.С. относил следующие:
Нельзя не согласиться с выводом Скоромникова К.С. о том, что законодательство в сфере регулирования информационных процессов, основанных на применении компьютерных технологий, составляющее в России уже более 500 различных нормативных правовых актов, фактически уже сложилось в самостоятельную отрасль российского законодательства, получившую название "законодательство в сфере информатизации".
Автором впервые была обоснована и идея о формировании компьютерного права как новой самостоятельной отрасли права в РФ. За рубежом термин "компьютерное право" трактуется как весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и использования информационных систем, основанных на применении электронно-вычислительных машин. Компьютерное право исследует проблемы правового регулирования общественных отношений в процессе использования вычислительных систем, которые осуществляют сбор, обработку и использование машинной информации. Речь идет о современном состоянии и постоянно растущих потребностях правового регулирования информационных процессов, основанных исключительно на применении последних достижений компьютерной техники.
Несомненная заслуга Скоромникова К.С. состоит в том, что он впервые всесторонне, достаточно подробно и последовательно рассмотрел основные положения компьютерного права в своем учебнике. В нем аргументированно показано, что компьютерное право обладает всеми признаками, свойственными самостоятельной отрасли права, основу которого составляют общетеоретические и отраслевые юридические науки, каждая из которых изучает свою систему правовых норм и отношений, связанных с компьютерной информацией.
Учебник состоит из введения, общей части, особенной части, заключения и приложений. Общая и особенная части удачно поделены на главы. Каждая глава заканчивается контрольными вопросами и заданиями для самостоятельной работы, что обеспечивает глубокую проработку и усвоение пройденного материала, помогает систематизировать полученные знания.
Общая часть охватывает основные теоретические положения, связанные с понятием компьютерного права, обращая особое внимание на факторы, обусловливающие признание его как самостоятельной отрасли российского права, занимающей достойное место в ее системе. Здесь же раскрывается сущность и важнейшие направления государственной политики в сфере информатизации, акцентируется внимание на правовом обеспечении информационной безопасности как составной части национальной безопасности. В этой части рассматриваются вопросы классификации компьютерной информации по категориям доступа к ней с учетом важнейших конституционных положений о праве каждого человека и гражданина на информацию, а также излагаются другие общие положения правового режима сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения компьютерной информации, которые должны обязательно учитываться при создании и использовании любых компьютерных систем, независимо от их назначения, то есть не только в юридической деятельности.
Особенная часть посвящена более детальному рассмотрению вопросов правового режима функционирования компьютерных систем и сетей специального назначения, наиболее значимых в настоящее время: автоматизированные системы информационно-правового обеспечения правотворческой деятельности, правового образования и воспитания; компьютерные системы правоохранительных органов; автоматизированные информационные системы природоохранного назначения; Государственная автоматизированная система "Выборы"; компьютерные системы национального центрального бюро "Интерпол" и всемирная компьютерная сеть "Интернет". В этой части выделены проблемы борьбы с компьютерными преступлениями, высказано и обосновано предложение о создании компьютерного кодекса как основного источника компьютерного права.
Совершенно правильно было отмечено Скоромниковым К.С., что настала пора усовершенствовать подготовку персонала правоохранительных органов и их техническую оснащенность для борьбы с высокотехнологичными преступлениями.
В свете этого, одним из способов решения проблемы организации борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, по-нашему мнению, является совершенствование информационного обеспечения расследования преступлений.
Информационное обеспечение вообще - это связующее звено между информацией, как продуктом, и ее пользователем. Следовательно «информационное обеспечение расследования преступлений» представляет собой связь между криминалистической информацией и ее пользователем (следователем).
Информационное обеспечение расследования преступлений как связующее звено между криминалистической информацией и пользователем включает в себя многообразные процессы: сбор, восприятие, хранение, переработку, передачу, представление, получение и использование. Оно призвано предоставить следователю необходимую криминалистическую информацию в удобной для него форме в целях решения задач уголовного судопроизводства.
Информационному обеспечению расследования преступлений свойственны определенные принципы:
Таким образом, информационное обеспечение расследования преступлений можно определить как совокупность законных, своевременных, эффективных, целенаправленных и защищенных процессов сбора, восприятия, хранения, переработки, передачи, представления, получения и использования криминалистической информации в удобной для следователя форме в целях решения задач уголовного судопроизводства.
Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"