Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

РЕЦЕНЗИИ

Рецензия на учебник Скоромникова К.С. «Компьютерное право Российской Федерации»

Кузьмин А.П., к.ю.н., прокурор октябрьского
административного округа города Мурманска,
старший советник юстиции

ХХI век - век информатизации.

Статья 2 Федерального Закона РФ № 24-ФЗ от 20.02.95 "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информатизацию как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Общество в силу развития компьютерных технологий обработки информации постепенно приобретает характер информационного общества, которое, по своей сути, является новой исторической фазой развития цивилизации, где жизнь и деятельность человека, прежде всего, связаны с созданием, переработкой и использованием информации. В информационном обществе повсеместно применяются информационные и коммуникационные технологии, используются электронно-вычислительная техника, телекоммуникационные сети, электронные библиотеки, банки данных, автоматизированные информационные системы, системы искусственного интеллекта и т.д. Во многих странах уже приняты или принимаются национальные программы вхождения в такое информационное общество.

Постановлением Правительства № 65 от 28.01.2002 принята такая программа и у нас: Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", которая должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере информационных и коммуникационных технологий, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий.

Задачами этой Федеральной целевой программы являются:

В настоящее время Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)» является всеобъемлющим документом, регламентирующим осуществление информатизации в нашей стране.

Данная программа утверждена постановлением Правительства РФ в начале 2002 года, но еще в 2000 году в издательстве Международного независимого эколого-политологического университета в г. Москве вышел в свет учебник Кима Серафимовича Скоромникова «Компьютерное право», научные идеи которого фактически предвосхитили положения Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

К великому сожалению, этот ученый-правовед безвременно ушел из жизни, что не позволило ему с достаточной полнотой решить все поставленные им проблемы такой новой, развивающейся отрасли права, как компьютерное право.

Им правильно было указано на возникновение объективной необходимости обращения к правовым средствам решения множества проблем, связанных с кардинальной сменой способов производства, мировоззрения людей, межгосударственных отношений в условиях широкомасштабной компьютеризации информационной сферы, где стало все труднее наводить должный порядок без дополнительных правовых усилий.

К числу правовых проблем, вызванных бурным развитием компьютерных систем и сетей и требующих приоритетного решения, Скоромников К.С. относил следующие:

Нельзя не согласиться с выводом Скоромникова К.С. о том, что законодательство в сфере регулирования информационных процессов, основанных на применении компьютерных технологий, составляющее в России уже более 500 различных нормативных правовых актов, фактически уже сложилось в самостоятельную отрасль российского законодательства, получившую название "законодательство в сфере информатизации".

Автором впервые была обоснована и идея о формировании компьютерного права как новой самостоятельной отрасли права в РФ. За рубежом термин "компьютерное право" трактуется как весь массив правовых норм, регулирующих порядок создания и использования информационных систем, основанных на применении электронно-вычислительных машин. Компьютерное право исследует проблемы правового регулирования общественных отношений в процессе использования вычислительных систем, которые осуществляют сбор, обработку и использование машинной информации. Речь идет о современном состоянии и постоянно растущих потребностях правового регулирования информационных процессов, основанных исключительно на применении последних достижений компьютерной техники.

Несомненная заслуга Скоромникова К.С. состоит в том, что он впервые всесторонне, достаточно подробно и последовательно рассмотрел основные положения компьютерного права в своем учебнике. В нем аргументированно показано, что компьютерное право обладает всеми признаками, свойственными самостоятельной отрасли права, основу которого составляют общетеоретические и отраслевые юридические науки, каждая из которых изучает свою систему правовых норм и отношений, связанных с компьютерной информацией.

Учебник состоит из введения, общей части, особенной части, заключения и приложений. Общая и особенная части удачно поделены на главы. Каждая глава заканчивается контрольными вопросами и заданиями для самостоятельной работы, что обеспечивает глубокую проработку и усвоение пройденного материала, помогает систематизировать полученные знания.

Общая часть охватывает основные теоретические положения, связанные с понятием компьютерного права, обращая особое внимание на факторы, обусловливающие признание его как самостоятельной отрасли российского права, занимающей достойное место в ее системе. Здесь же раскрывается сущность и важнейшие направления государственной политики в сфере информатизации, акцентируется внимание на правовом обеспечении информационной безопасности как составной части национальной безопасности. В этой части рассматриваются вопросы классификации компьютерной информации по категориям доступа к ней с учетом важнейших конституционных положений о праве каждого человека и гражданина на информацию, а также излагаются другие общие положения правового режима сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения компьютерной информации, которые должны обязательно учитываться при создании и использовании любых компьютерных систем, независимо от их назначения, то есть не только в юридической деятельности.

Особенная часть посвящена более детальному рассмотрению вопросов правового режима функционирования компьютерных систем и сетей специального назначения, наиболее значимых в настоящее время: автоматизированные системы информационно-правового обеспечения правотворческой деятельности, правового образования и воспитания; компьютерные системы правоохранительных органов; автоматизированные информационные системы природоохранного назначения; Государственная автоматизированная система "Выборы"; компьютерные системы национального центрального бюро "Интерпол" и всемирная компьютерная сеть "Интернет". В этой части выделены проблемы борьбы с компьютерными преступлениями, высказано и обосновано предложение о создании компьютерного кодекса как основного источника компьютерного права.

Совершенно правильно было отмечено Скоромниковым К.С., что настала пора усовершенствовать подготовку персонала правоохранительных органов и их техническую оснащенность для борьбы с высокотехнологичными преступлениями.

В свете этого, одним из способов решения проблемы организации борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации, по-нашему мнению, является совершенствование информационного обеспечения расследования преступлений.

Информационное обеспечение вообще - это связующее звено между информацией, как продуктом, и ее пользователем. Следовательно «информационное обеспечение расследования преступлений» представляет собой связь между криминалистической информацией и ее пользователем (следователем).

Информационное обеспечение расследования преступлений как связующее звено между криминалистической информацией и пользователем включает в себя многообразные процессы: сбор, восприятие, хранение, переработку, передачу, представление, получение и использование. Оно призвано предоставить следователю необходимую криминалистическую информацию в удобной для него форме в целях решения задач уголовного судопроизводства.

Информационному обеспечению расследования преступлений свойственны определенные принципы:

Таким образом, информационное обеспечение расследования преступлений можно определить как совокупность законных, своевременных, эффективных, целенаправленных и защищенных процессов сбора, восприятия, хранения, переработки, передачи, представления, получения и использования криминалистической информации в удобной для следователя форме в целях решения задач уголовного судопроизводства.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"