Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Семейное неблагополучие и проблема детерминации корыстной подростковой преступности в современной России

Сафин Ф.Ю., к.ю.н., доцент,
член-корреспондент Российской Академии Юридических Наук,
докторант
Санкт-Петербургский университет МВД России

Являясь объектом исследования различных направлений науки, проблема семейного неблагополучия обширна и многогранна. Вот уже много лет она разрабатывается в социологическом, психологическом, демографическом, педагогическом и, наконец, криминологическом аспектах. Вместе с тем, многочисленные исследования этой проблемы не снижают ее актуальности по причине динамичности социальной среды.

Представляется очевидным, что семейное неблагополучие – явление неоднородное и постоянно изменяющееся (вместе с изменением социальной ситуации), присущее в той или иной степени любому современному обществу. Следовательно, дать ему научное определение – весьма непростая задача, хотя бы потому, что данная категория является оценочной и зависит от характера индивидуального восприятия как конкретными участниками семейных отношений, так и социальной позиции в целом. Тем не менее, семейное неблагополучие, как одна из причин криминализации несовершеннолетних, представляет собой функционирующий в сфере семейных отношений комплекс негативных факторов, который оказывает десоциализирующее воздействие на личность несовершеннолетнего в процессе ее формирования и способных в сочетании с конкретной жизненной ситуацией детерминировать у нее преступное поведение.

Все многообразие факторов семейного неблагополучия, предопределяющих корыстную преступность, мы объединили в три основных блока, которые и подвергли исследованию. Первый блок составили факторы, характеризующие структуру и состояние межличностных отношений в семьях несовершеннолетних преступников, второй – характеризующие социально-психологический портрет родителей из таких семей, третий – сложившуюся педагогическую ситуацию.

Результаты исследования базируются на проведенном нами в 2002 году анкетировании 160 учащихся 9-11 классов города Санкт-Петербурга (контрольная группа), а также 80 несовершеннолетних, имеющих одну или более судимостей за кражи, грабежи и иные корыстные и корыстно-насильственные преступления.

Среди первого блока факторов семейного неблагополучия (характеризующих структуру и состояние межличностных отношений в семье) в качестве основополагающего обстоятельства, по-нашему мнению, выступает деформация семейных связей и отношений, проявляющихся в структурной неполноценности семьи или в нарушении межличностных отношений ее членов. Подобная неполноценность характерна для большинства неблагополучных семей и является следствием нарушения эмоционально-гражданского аспекта связей между родителями.

По данным нашего опроса около половины подростков, совершивших преступления, воспитывались в неполной семье. При этом 66,4% ребят жили только с отцом или с матерью; 17,5% семей, где воспитание осуществлялось матерью и отчимом или отцом и мачехой, также не уберегли подростков от преступления. В контрольной группе школьников, воспитывающихся в неполных семьях, оказалось в 2,5 раза меньше.

Криминологические исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждают, что отсутствие одного из родителей (как правило отца) не только ограничивает воспитательные возможности семьи, но и порождает известную безнадзорность, которая является объективной предпосылкой вовлечения несовершеннолетних в криминогенные группировки сверстников, в притоны, содержащиеся взрослыми преступниками.

В неполной семье структурная неполноценность может выступать и как причина, и как следствие ее происхождения, и уже в этой связи характеризуется как криминогенный фактор. Она физически лишает семью важнейшего субъекта социализации детей, порождая у подростка состояние внутреннего психологического конфликта, чувство ущербности, зависти, эмоционального голода, что в конечном итоге может вызывать у него серьезные искажения в нравственно-эмоциональном развитии, способствовать акцентуированию отрицательных черт характера, появлению психических аномалий. Вместе с тем, в условиях неполной семьи на несовершеннолетнего ложится специфическая психологическая нагрузка, связанная с необходимостью принимать участие в эмоциональной жизни родителя, что обедняет его внутренний мир, отодвигает на задний план собственные потребности и интересы.

Для женщины (матери) отсутствие мужа является ко всему прочему фактором, исключающим (или нарушающим) естественные интимно-эмоциональные супружеские отношения. В ее психологию вторгается ощущение неполноценности жизни, нервозности, а порой даже страха и отчаяния. Одинокая мать стремится обустроить свою жизнь, однако, далеко не всегда новый муж или сожитель доброжелательно относится к ее детям, принимает участие в их воспитании. На этой почве возникают ссоры, длительные конфликты, приводящие нередко к побоям, издевательству над детьми, попыткам избавиться от них, и как результат – очередная смена сожителя, что само по себе не способствует ни укреплению семьи, ни сохранению уважения подростка к матери.

По данным нашего исследования, у 94% структурно полноценных, но неблагополучных семей фактически отсутствует большинство позитивных психологических контактов между родителями (любовь, чувство привязанности, долг, дружба, уважение). Конфликтные отношения в таких семьях часто становятся нормой, травмируется психика детей, медленно, но верно идет процесс деформации личности, формируется корыстолюбие, агрессивность, злобность, жестокость, которые затем проявляются в драках, совершении различных преступлений.

Результаты проведенного анкетирования свидетельствуют о том, что респонденты из основной группы воспитывались в семьях с менее благоприятным психологическим климатом, чем их сверстники из контрольной группы: в 1,7 раза они реже наблюдали теплые, доверительные отношения между родителями, а в 2,2 раза чаще – враждебные. При этом настораживает весьма высокий процент прохладных, натянутых отношений между родителями в обеих группах (в основной – 40,3%, в контрольной – 31,2%).

В семьях, где проживали несовершеннолетние преступники, особенно высок уровень конфликтности: скандалы и драки родителей в их присутствии возникали почти в два раза чаще, чем в семьях законопослушных сверстников. При этом 16,4% судимых подростков ежедневно, а 41,8% — еженедельно становились свидетелями «семейных баталий».

Опыт изучения негативных условий семейного воспитания показывает, что большинство семейных эксцессов происходит в присутствии детей, которые испытывают на себе последствия этих драм не только психически, но и физически. Нередко родители втягивают их в скандалы, стараясь привлечь на свою сторону. У детей, наблюдающих ложность отношений между родителями, периодически повторяющиеся скандалы, формируется повышенный уровень тревожности, связанный с неуверенностью в надежности своего существования, появляется неудовлетворенность, раздражение, ощущение тягости пребывания в семье. Для них становится характерной конфликтно-демонстративная форма поведения. В дальнейшем довольно быстро происходит разрыв психологического контакта с родителями, причем не без чувства озлобления. Нередко в подростковом возрасте дети восстают против привычного конфликтного родителя (или обоих), порой вплоть до прямого возмездия.

Следует отметить, что на формирование личности несовершеннолетнего преступника существенным образом может наложить отпечаток эгоистическая, потребительски-собственническая атмосфера, царящая в семейных отношениях, гипертрофирование роли материальных благ в жизни, точнее, превращение их в самоцель – самая благоприятная почва для того, чтобы в психологии детей возникло и закрепилось корыстолюбие, стремление получить доступ к материальным благам любой ценой, что образует базу для непосредственного формирования криминальной корыстной мотивации.

В криминологической, социально-психологической и педагогической литературе имеет место распространенное мнение, что авторитет родителей в глазах детей – величина прямо пропорциональная уровню межличностных отношений между мужем и женой. В наших криминологических исследованиях данное обстоятельство также находит свое подтверждение. Однако наблюдается следующая тенденция: у несовершеннолетних из обеих групп родители пользуются меньшим авторитетом, чем сверстники. Так, только 30,4% респондентов из основной и 38,6% из контрольной группы отдали предпочтение родителям. Авторитет же сверстников в 2,2 раза выше у несовершеннолетних из первой и в 1,5 раза – из второй группы. По-нашему мнению, психологические особенности подросткового возраста являются тому убедительным объяснением. Вместе с тем, в последние годы специалисты отмечают заметный рост тенденции к снижению родительского авторитета, обусловленный их неправильным поведением как по отношению к своим детям, так и к окружающим, неумением (по мнению подростков) жить, обеспечить свое материальное благополучие.

II блок факторов семейного неблагополучия, как мы определили, характеризует социально-психологический портрет родителей. В их число целесообразно в первую очередь включить культурный, общеобразовательный уровень родителей, а также их увлечения и направленность интересов.

Результаты проведенного нами исследования показали, что у родителей несовершеннолетних корыстных преступников значительно ниже общеобразовательная подготовка, менее разнообразны интересы и увлечения. Лишь 7,3% из их числа имеют высшее или неполное высшее образование. Начальное и неполное среднее образование у таких родителей встречается в 4,8 раза чаще, чем в семьях подростков из контрольной группы.

Очевидным является факт, что в условиях семейного неблагополучия прослеживается тесная взаимосвязь культурного уровня с уровнем общего и специального образования родителей. Исследования показывают, что низкий уровень культуры нередко коррелирует с низким уровнем образования и негативным к нему отношением. Последний, в свою очередь, служит труднопреодолимой преградой на пути повышения собственного культурного уровня и культурно-образовательного уровня своих детей. Данные, полученные нами в результате обработки анкет, свидетельствуют, что регулярно интересовались успехами своего ребенка в школе и оказывали ему постоянную помощь в выполнении домашних заданий лишь 12,2% родителей, дети которых имеют судимость. Время от времени занимались этим 21,3%, а 66,5% не помогали своим детям практически никогда. Вместе с тем, 32,9% респондентов из основной группы ответили, что ни разу не посещали с родителями театров, музеев, кино и т.д., а 47,2% делали это редко. В контрольной группе эти показатели значительно ниже.

Многие родители несовершеннолетних преступников обладают низким уровнем правосознания и правовой культуры. Так, по данным нашего исследования, около 40% таких родителей не имеют представления об элементарных нормах уголовного, гражданского, административного, жилищного кодексов. Негативным образом это отражается и на уровне правовой просвещенности их детей.

Практика показывает, что в неблагополучных семьях вследствие крайне низкой культуры родителей, узости их интересов и потребностей в межличностных отношениях преобладают грубость, сквернословие, рукоприкладство. По данным нашего исследования, родители несовершеннолетних из основной группы в 4 раза чаще, чем из контрольной группы используют в речи нецензурные слова и выражения, когда считают, что их ребенок не слышит этого, и в 5 раз чаще – независимо от того, слышит он это или нет.

Из многих факторов, характеризующих нравственный потенциал неблагополучной семьи, особо следует выделить злоупотребление родителей алкоголем. Результаты опроса показывают, что почти половина (48%) отцов, четвертая часть братьев и сестер (22,1%), 12,2% матерей респондентов из основной группы злоупотребляли спиртными напитками.

Известно, что «бытовое» пьянство многоаспектно по своему криминогенному действию. Пьющие родители меньше уделяют внимания воспитанию детей, которые, оказываясь предоставленными сами себе, в большей мере подвергаются отрицательным влияниям. Вместе с тем, систематическое пьянство усугубляет материальное положение семьи, детерминируя повышенную конфликтность ее членов. Воспитание в таких семьях порождает у подростка обостренное восприятие всего, что отличается от его бытия на фоне непонимания природы происходящего. Такие несовершеннолетние, как правило, склонны к часто затеваемым и внешне беспричинным дракам, неприязни к хорошим ученикам, невосприимчивости к позитивным воздействиям учителей, сопротивлению им.

Опыт изучения преступных проявлений со стороны несовершеннолетних показывает, что систематическое или периодическое недоедание, в совокупности с крайней несбалансированностью питания, как следствие тяжелого материального положения, вызванного пьянством родителей, находит свое проявление в высоком удельном весе совершаемых корыстных преступлений. Вместе с тем, пьянство одних членов семьи может способствовать алкоголизации других. Неумеренное потребление алкоголя родителями может стать прототипом будущего поведения детей.

III блок факторов семейного неблагополучия характеризует педагогическую ситуацию, которая складывается в таких семьях подростков-правонарушителей. На практике нередко приходится сталкиваться с неправильной педагогической позицией родителей, которая чаще всего проявляется в неумении (реже в нежелании) воспитывать детей. Не учитывать этого фактора сегодня нельзя, поскольку профессиональная некомпетентность многих родителей в осуществлении главной для них функции – воспитания − часто усугубляет и без того нелегкое положение детей, которые желают видеть в родителях опору, нуждающихся в их поддержке, надеющихся на их помощь и сталкивающихся с непониманием, неумением, нежеланием оказать им эту помощь и поддержку. Особенно отчетливо профессиональная неспособность родителей осуществлять процесс воспитания детей (из-за отсутствия необходимых психологических знаний) проявляется в их стремлении подчинить развитие личности ребенка собственному представлению о нем в ущерб его индивидуальности.

Таким образом, недостаток педагогической компетентности может находить выражение в реализации потребности родителей удержать в поведении несовершеннолетнего мотивы того возраста, который им нравится, а не того, в котором находится ребенок, что закономерно порождает у последнего выраженную реакцию оппозиции (протеста). Кроме того, недостаток культуры воспитания в семье может проявляться в навязывании несовершеннолетнему того стандарта поведения, который представляется родителям наиболее приемлемым, престижным и перспективным.

Серьезной ошибкой родителей в отношении детей, нередко имеющей криминогенные последствия, является недостаточное уважение личности подростка, лежащее в основе педагогической позиции. По данным нашего исследования, весьма высок процент судимых (59,6%) и законопослушных (20,4%) подростков, считающих, что родители не уважают их интересы и безразличны к их мнению. Следует заметить, что такое отношение взрослых к детям, как правило, вызывает возмущение последних, их непослушание, замкнутость, грубость, неприязненное отношение и неуважение к старшим.

Особое место в числе факторов семейного неблагополучия занимает жестокое отношение родителей к детям. Наши исследования показали, что процент несовершеннолетних корыстных преступников, которые подвергались жестокому обращению в семье весьма значителен. На вопрос: каким наказаниям подвергали тебя родители, 47,5% респондентов из основной группы ответили: «лишали пищи», 39,7% —«выгоняли из дома», 34,5% —«подвергали побоям». Каждый третий из их числа испытывал на себе такое обращение ежедневно.

Таким образом, результаты проведенного исследования подтверждают вывод о том, что семейное неблагополучие выступает в качестве одного из основных факторов, предопределяющих корыстную преступность несовершеннолетних. Семьи такого типа, являясь диструктивным институтом социализации личности, служат, во-первых, первоисточником возникновения трудновоспитуемости у детей и подростков, во-вторых, — малой группой непосредственно формирующей личность несовершеннолетнего преступника, в-третьих, — микросредой, оказывающей криминальное воздействие на других детей и подростков, которые находятся в данной семье, а также в каком-либо контакте с ней.


Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"