Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Государственная политика Российской Федерации и Республики Корея в инвестиционной сфере

Ча Юн Хо, аспирант
Московская Государственная Юридическая Академия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Эта глава посвящена государственной политике и органам осуществляющим эту государственную политику в инвестиционной сфере.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие Российской Федерации, обеспечивается государственными органами РФ, местными Администрациями и Правительствами Республик в составе РФ, в пределах их компетенции и осуществляется:

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности:

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, предусматривает следующее.

1. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, путем:

2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляется посредством:

3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом в Российской Федерации сложилась ситуация когда для развития производства, строительства новых производств и модернизации уже существующих предприятия как правило вынуждены использовать свои собственные средства, неся большие потери вследствие вынужденной капитализации основных средств в основные фонды. Выполняя тем самым функции уже существующих финансовых институтов - коммерческих банков, которые призваны аккумулировать временно свободные денежные средства населения и направлять их в инвестиционную сферу. Однако в современных экономических условиях участие коммерческих банков в инвестиционном процессе невыгодно. Реальный доход от кредитования (номинальная процентная ставка минус индекс инфляции) есть величина отрицательная. Основным источником погашения инвестиционных кредитов и выплаты процента является прибыль от реализации инвестиционного проекта, но в условиях высокой инфляции прибыль заёмщика, как правило, недостаточна для возврата кредита и выплаты процента на уровне рыночного. При этом, чем выше срок кредита, тем больше потери кредитора. Обесценивание суммы вследствие инфляции не компенсируется полученным доходом. Кроме того, в условиях нестабильности становиться сложно, достоверно оценить эффективность проекта.

Результат: российские коммерческие банки вряд ли будут заинтересованы в инвестиционном кредитовании, пока не будет достигнута финансовая и политическая стабильность в стране.

Таким образом, единственными источниками финансовых средств, для осуществления инвестиционной деятельности в РФ являются Федеральный бюджет, Региональные бюджеты, средства Бюджета Развития.

При этом, эффективными методами осуществления управления инвестициями остаются законодательные акты, на основании которых строятся взаимоотношения потенциальных инвесторов и соискателей источников получения инвестиционных вливаний.

В настоящее время инвестиционная сфера относится к числу наиболее подорванных за последние годы сфер производства.

По данным Центрального банка РФ эффективность инвестиций в реальном секторе экономики Российской Федерации (количество дополнительной продукции на 1 рубль новых капитальных вложений) упала в 1995 году по сравнению с 1991 годом на 67% и продолжала снижаться103.

Процесс инвестиционного спада, как и все явления переходной экономики, очень противоречив. С одной стороны, Российской Федерации для создания эффективного производства не нужны искусственно раздутые объемы разорительных капитальных вложений, насаждавшихся в советский период. Происходит постепенная болезненная реорганизация громоздких строительных организаций, появляются более мелкие, мобильные, эффективные. С другой стороны, катастрофическая глубина спада приводит к упаду, если не к нарастающему разорению строительной базы, что может явиться серьезным тормозом инвестиционной активности даже при возникновении необходимых условий для такой активности.

Инвестиционная активность не равномерна в регионах (приложение 2). В 1999 году в большинстве регионов ( в 61 регионе) спад был выше среднего (в том числе в 12 он превышал 40%), в 16 регионах, из которых в 6 происходит рост инвестиций, он был ниже среднего.

Обвал инвестиционного процесса определяет крайне острую ситуацию с состоянием основного капитала. Износ основных фондов достиг критического уровня. Более чем на 60% изношено свыше половины оборудования нефтедобывающей промышленности, более трети оборудования газовой промышленности.

Загрузка производственных мощностей составляет, как правило, порядка 50%, но увеличить ее во многих случаях невозможно, поскольку изношенное оборудование не позволяет производить продукцию, конкурентоспособную не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Эти тяжелые последствия непреодолимы за короткие сроки.

При всей остроте современной ситуации, касающейся капитальных вложений и основного капитала, важно видеть и учитывать, что как назревшие потребности текущей ситуации, так и будущее страны определяются не просто переходом от спада инвестиций к их росту. Проблема гораздо сложнее. Суть ее состоит в переходе не к валовому росту инвестиций, а к росту эффективных инвестиций, создающих конкурентоспособное производство, что требует революционных изменений в традиционном, доставшимся от прошлого, инвестиционном процессе, а также в массовой психологии и уровне предпринимательства.

Поэтому необходимы перемены в структуре собственности, происходящие в сфере капитальных вложений.

Если основные принципы государственной инвестиционной политики сформулированы и получили правовое оформление, то ситуация с воплощением их такова, что, скорее, можно говорить об отсутствии на практике ощутимой для предпринимателей политики государства в области инвестиций, чем о проведении ее в жизнь.

Логично, на наш взгдяд рассмотреть состояние правого обеспечения инвестиционной деятельности. Работа по совершенствованию хозяйственного законодательства, в том числе и в области инвестиций, постоянно является одним из ключевых направлений деятельности правительства Российской Федерации.

В настоящее время приняты основные законодательные акты, регулирующие отечественные и иностранные инвестиции. Вместе с тем существует немало нерешенных правовых проблем, особенно с законодательным обеспечением иностранных инвестиций, хотя и в этой области на основе не только законов, но и президентских, правительственных и ведомственных нормативных актов удалось решить ряд вопросов, существенно тормозивших приток иностранного капитала. Примером может служить решение проблемы вывоза за границу соответствующей части прибыли, дивидендов, процентов, принадлежащих иностранным собственникам.

Потоку иностранных инвестиций в Россию могло бы способствовать формирование правовой среды, принятой в экономически развитых странах. Такая среда предполагает использование преимущественно частноправового (или гражданско-правового) регулирования, при котором принимающая сторона и иностранный инвестор выступают в качестве равноправных сторон в отношениях, основанных на договоре между ними.

Правовая база для использования гражданско-правовых методов регулирования, в том числе в инвестиционной сфере, заложена в действующем гражданском законодательстве и получила дальнейшее развитие в Гражданском кодексе Российской Федерации106. Однако гражданско-правовые отношения между государством и частным инвестором имеют значительную специфику и требуют дополнительного достаточного детального регулирования. Поэтому важным шагом в улучшении условий для иностранных инвестиций явилось принятие закона РФ “О соглашениях о разделе продукции”107. На его основе уже начата реализация крупнейших инвестиционных проектов, в том числе по освоению нефтеносного шельфа Сахалина. Закон позволяет сформировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых отраслях российской экономики между инвестором и государством. Схема раздела продукции представлена в приложении .

Этот порядок имеет важное значение для стимулирования инвесторов в связи с высокой капиталоемкостью инвестиционных проектов в добывающих отраслях и повышенной “ценой” риска вложения средств. Тем более, что минерально-сырьевых отраслях существуют еще и геологические риски. Все эти разнообразные условия и риски могут быть учтены применительно к конкретному месторождению в соглашении о разделе продукции. В итоге создается стабильная долгосрочная правовая основа предпринимательской деятельности, способствующая притоку иностранных инвестиций, поскольку именно добывающие отрасли в силу “валютного” характера их продукции и устойчивого спроса на нее обладают в наше время наиболее притягательностью для потенциальных инвесторов.

Соглашения о разделе продукции, получившие широкое развитие в мировой практике, могут стать и в России наиболее используемым видом соглашений о недропользовании, тем более что они позволяют гибко учитывать специфические особенности резко отличающихся друг от друга месторождений полезных ископаемых.

Однако Закон “О соглашениях о разделе продукции” содержит ряд отклонений от норм, принятых в мировой практике, что не позволит реализовать потенциальные возможности, открываемые обычно нормативными актами такого типа. Между тем, сближение правовых основ инвестиционной деятельности в России и в зарубежных странах относится к числу основных направлений совершенствования российского законодательства и формирования благоприятного климата для зарубежных инвестиций.

Например, в других странах выбор конкретных исполнителей работ осуществляется на условиях тендера. По российскому же закону инвестор должен при прочих равных условиях предоставлять преимущества российским юридическим лицам. В международной практике условия соглашения исчерпывающе характеризуют пропорции раздела продукции и порядок возмещения затрат подрядчика. В российском законе состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется не только соглашением, но и другими законодательными нормами Российской Федерации, что порождает неопределенность и неуверенность. Непоследовательно проведен также международно признанный принцип, в соответствии с которым раздел продукции на условиях соглашения заменяет взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей. Все это не способствует уверенности инвестора в стабильности условий деятельности и получения прибыли. Для эффективного действия закона в него нужно внести необходимых изменения и дополнения.

Важным направлением улучшения юридической основы привлечения иностранных инвестиций является также подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Имеется в виду растущее число заключаемых межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединение к международным конвенциям, вступление в международные организации. В настоящее время приобретают особую активность вступление России во Всемирную торговую организацию и присоединение к VIII статье устава Международного валютного фонда, которая предусматривает конвертируемость национальных валют по текущим операциям. Это дало бы столь важные для инвесторов международные правовые гарантии.

Следует законодательно упорядочить и многие процедуры оформления документов, регистрации предприятий и другие процедуры, связанные с деятельностью иностранных инвесторов, чтобы решение элементарных проблем не превращалось в “хождение по мукам”, как это нередко бывает в наши дни.

Следующая программа, которую нужно рассмотреть — это государственная политика стимулирования частных инвестиций. “Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” сориентирована на увеличение доли государственных инвестиций с 1,5 до 3% от ВВП, из которых на развитие социальной сферы предназначено около 60-70%, а производственной сферы 30-40% средств. Причем прямое государственное финансирование социальных и производственных объектов планируется в основном в случаях, когда их значение для страны можно отнести к чрезвычайному.

В производственной сфере имеется в виду государственная поддержка таких инвестиционных программ, как программы по обеспечению безопасности атомных электростанций, программы развития энергетики Дальнего Востока и Восточной Сибири, развитие фармацевтической и медицинской промышленности, развития отдельных важнейших направлений транспорта и связи, агропромышленного и специального комплексов. Особое же внимание в производственной сфере намечается уделить государственной поддержке частных инвесторов посредством участия в финансировании высокоэффективных инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе. На эти цели предполагается выделять средства в размере 0,5% ВВП. Предусматривается также возвратное финансирование конверсии оборонной промышленности.

Такой подход к использованию ограниченных государственных средств на финансирование инвестиций представляется в основе своей рациональным. Однако трудно рассчитывать на то, что дополнительное увеличение прямых чисто государственных инвестиций, в том числе в производственную сферу, будет способным привести к положительной отдаче. Опыт эффективного государственного инвестирования в России почти отсутствует, а противоположный опыт является типичным. Пока не видны какие-либо обстоятельства, дающие основания надеяться на отклонение от этого типичного опыта в лучшую сторону. Ссылки на практику в этой области развитых стран не являются корректными, поскольку в отличие от западных стран в России нет еще нормальной рыночной среды, особенно в инвестиционной сфере.

В рыночных условиях нельзя допустить и прежней практики, когда государственные капитальные вложения если и приводили к некоторому росту производства, то без заботы о его эффективности и фактически создавали потенциальные предприятия-банкроты, не приспособленные, как показала последующая практика, к рынку или требовавшие бюджетных дотаций.

Таким образом, нет реальных оснований рассчитывать, что ориентация на увеличение государственных прямых капитальных вложений принесет какие-либо положительные сдвиги. Поэтому государственная поддержка частных инвесторов, которые рискуют собственным капиталом и не могут допустить его неэффективного использования, является наиболее оправданной.

В настоящее время реализуется прежде всего подход, предусматривающий государственное участие в финансировании до 20% инвестиций по проектам, прошедшим конкурсный отбор. Условия участия в конкурсе предусматривают сроки окупаемости вложений до двух лет, если будет при этом доказано, что выпускаемая продукция обеспечена платежеспособным спросом, и участие частного инвестора-собственника средствами не менее 20% (остальное может покрываться за счет кредита).

Актуальными являются два новых направления государственной поддержки: при производстве продукции (услуг), не имеющей аналогов в мире до 50%, при производстве продукции или услуг обрабатывающей промышленности на экспорт до 40%, в случае импортозамещения (при более низкой цене) до 30%.

Государственные гарантии рассматриваются многими инвесторами как наиболее предпочтительная форма государственной поддержки. Они пока не получили реализации, кроме отдельных случаев, связанных с международными соглашениями. В соответствии с разрабатываемыми условиями эти гарантии не будут охватывать всей суммы риска, но в отношении определенной части его будут предусматривать возврат ресурсов в случае срыва реализации высокоэффективного инвестиционного проекта, прошедшего сертификацию, по независящим от инвестора причинам. При этом инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые. За счет бюджетных и внебюджетных источников намечается создание Фонда государственных гарантий высокоэффективных инвестиционных проектов на основе организации залоговой системы, отвечающей требованиям мирового уровня.

При нехватке средств, особое значение приобретает расстановка приоритетов. С одной стороны, понятно стремление сейчас, в условиях широкой бедности, задержек заработной платы, финансовой подорванности социальной сферы, выдвигать на одно из ведущих мест в государственном бюджете социальный приоритет. Но, с другой стороны, невозможно сколько-нибудь заметно укрепить социальную сферу в условиях спада без роста производства, создающего устойчивую базу для увеличения бюджетных расходов. Поэтому и для самой социальной сферы будет более перспективным вложить сейчас средства прежде всего в стимулирование инвестиций, обеспечивающих экономический рост.

Иными словами, выдвижение финансирования бюджетных расходов на стимулирование частных инвестиций в качестве первого приоритета помогло бы на деле реализовать роль государства по активизации капиталовложений и по

Государственная структурная и промышленная политика как целостное явление также в стране отсутствует. В лучшем случае встречаются лишь отдельные фрагменты ее в виде пока еще недостаточно последовательной поддержки жилищного строительства, малого бизнеса, отдельных финансово-промышленных групп, некоторых конверсионных мероприятий и т.п.

Давно ведется разговор об определении не просто отраслевых (распространяемых потом произвольно, как показывает опыт, на любые сферы экономики), а так называемых, “точечных” приоритетов. Такой подход вполне оправдан и в условиях острого финансового голода. Однако дальше разговоров дело пока не идет. Сейчас уже практически потеряно порядка 300 передовых российских технологий. Чтобы восстановить их, потребуются огромные средства.

Вместе с тем в экономике еще есть такие технологические точки роста, которые могли бы стать отправным для развития многих производственных отраслей. Кроме того, это высокотехнологические и ядерные секторы военно-промышленного комплекса (ВПК), конверсионное производство, тесно связанное с ВПК и имеющее выход на внешние рынки: космическая промышленность, гражданское самолетостроение. Перечень таких перспективных сфер можно было бы продолжить. На государстве также лежит ответственность за сохранение многих их оставшихся еще научных, конструкторских и производственных коллективов, доказавших способность создавать и эксплуатировать современные высокие, а нередко и самые передовые в мире технологии. Причем поддержка может осуществляться в формах, которые предусмотрены “Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций”: долевое участие в финансировании, государственные гарантии. При этом одним из важных принципов является поддержка в первую очередь тех организаций, которые на деле доказывают свою способность побеждать в конкурентной борьбе на основе использования передовых технологий.

Ведется также разработка программы поддержки национальной технической базы, направленной прежде всего на сохранение и развитие критических технологий, упускать которые недопустимо.

Государственное стратегическое планирование, программирование и регулирование экономики предполагает поддержку государством (финансирование и льготное кредитование) отдельных отраслей и предприятий, предоставление им всевозможных льгот, в особенности в связи с осуществлением инвестиционного процесса в реальной сфере экономики.

Государство призвано поддерживать и предоставлять различного рода налоговые и другие льготы предприятиям, исходя из общегосударственных интересов и задач, вне зависимости от формы собственности предприятия.

Кроме того, выборочная поддержка государством отдельных отраслей и предприятий создает почву для злоупотреблений и коррупции.

Теневые стороны выборочной государственной поддержки отраслей и предприятий используются рыночными радикалами в качестве аргумента для отрицания всякого воздействия государства на экономику. При этом умалчиваются следующие последствия такого отрицания:

А) разрешение экономическими методами крупных предприятий и отраслей, в которые вложены в прошлом колоссальные инвестиционные ресурсы;
Б) не использование возможности при государственной поддержке реконструирования предприятий, которые становятся потом конкурентоспобными на мировом рынке;
В) отказ предприятий обеспечивать занятость, приносить прибыль, уплачивать налоги;
Г) масштабная деиндустриализация страны;
Д) отказ от большей части собственного сельскохозяйственного производства;
Е) утраты надежд на процветание страны в будущем110.

По нашему мнению, государственную поддержку, налоговые и таможенные льготы в долгосрочный кредит следует предоставлять инвестиционным проектам, способствующим решению задач, определяемых государством в соответствии с его социально-экономической стратегией. Назовем такой вид кредита протекционистским инвестиционным кредитом. Процент по нему не должен превышать 1% годовых111.

Протекционистский инвестиционный кредит должны получать только те государственные и частные предприятия, которые работают на основе рыночной самоокупаемости и ориентированы в своей хозрасчетной деятельности на возможно более высокую рентабельность в долгосрочном плане. Другими словами, этот вид кредита должен использоваться лишь в отношении предприятий, функционирующих в рамках рыночно-капиталистического механизма хозяйствования, то есть частные, смешанные и часть государственных предприятий, для усиления конкурентной состязательности даже в отраслях, в которых в принципе предпочтительнее частная собственность, в частности, в розничной торговле и бытовом обслуживании.

В рамках такого механизма должны функционировать и крупные государственные предприятия, ориентированные на потребительский спрос. Примером могут служить предприятия автомобильной промышленности.

Что касается государственной поддержки, налоговых и других льгот, предоставляемых в качестве протекционистского инвестиционного кредита, то части предприятий (организаций) государственная поддержка, налоговые и другие льготы должны оказываться безвозмездно, полностью или частично в строго определенных обстоятельствах:

Эти убытки можно компенсировать безвозмездным предоставлением государственной поддержки, налоговыми и таможенными льготами, вплоть до полного освобождения от налогов, причем не в кредит, а безвозмездно.

Кроме того, убытки, связанные с государственным регулированием (например, в виде установления верхнего предела цены, что делает производство малоприбыльным) должны компенсироваться в виде прямого бюджетного финансирования. Здесь возможны варианты: бюджетное финансирование в виде дотации может предоставляться как предприятию-производителю дотируемой продукции, так и потребителю этой продукции.

Однако государственное регулирование, не позволяющее предприятиям и организациям получать монопольную прибыль, не должно компенсироваться из бюджета.

Наши предложения, связанные с введением протекционистского инвестиционного кредита и налоговых зачетов, направлены на более широкое использование принципа адресной финансовой возмездности в рамках государственной поддержки отдельных предприятий и отраслей и предоставления им налоговых и других льгот113. Государственная поддержка и льготы, безусловно необходимые в традиционном понимании, противоречат принципу адресной бюджетной возмездности, что имеет ряд отрицательных последствий. Наши предложения реально позволяют восстановить принцип адресной финансовой возмездности.

Как известно, ни одно мощное современное государство не развивается без стратегического планирования социально-экономического развития. Одни государства принимают стратегические планы открыто, например, Япония, другие разрабатывают стратегические платы в тиши кабинетов, а до общественности доводят программы мер государственного регулирования, как это имеет место в США. Россия не может быть исключением. Отказ от директивного планирования в командно-административной форме привел к отказу от планирования вообще, что оказалось явной ошибкой. Характерно, что в 1998 году началась разработка трехлетнего плана экономического развития. Первый шаг к возрождению планирования на новом качественном витке развития сделан, но этого недостаточно. Необходима разработка стратегического плана социально-экономического развития минимум на 10 лет.

В рамках такого плана, в качестве конкретизирующей его системы блоков, необходима разработка комплексного пакета инвестиционных программ по инициативе властей и снизу, в обстановке их широкого обсуждения общественностью и специалистами, с применением конкурсов для отбора самих программ и их исполнителей.

Государству необходимо также разработать комплекс мер государственной поддержки инвестиционных программ в рамках государственного стратегического плана, а также системы налоговых и таможенных льгот для их поддержки.

Инвестиционные программы, включенные в государственный стратегический план, могут и должны осуществляться различными структурами — государственными, частными и смешанными. Их финансирование также может быть государственным, частным, смешанным, но во всех случаях на основе мобилизации финансовых инвестиционных ресурсов.

Огромные финансовые ресурсы могут быть мобилизованы, если государство проявит для этого достаточную политическую волю.

Финансовые источники для инвестиций:

а) полная монополия государства на производство и продажу алкогольной и табачной продукции;
б) полное изъятие в бюджет всей абсолютной и дифференциальной ренты с природных ресурсов страны;
в) полная монополия государства на осуществление перечислений валют за рубеж;
г) хозяйское использование российской собственности за рубежом;
д) подлинная борьба с преступным миром и соответствующая конфискация ценностей.

Для развития масштабного инвестиционного процесса, можно даже сказать бума на основе внутренних источников саморазвития страны все наличные факторы производства необходимо ввести в состояние их активного комбинирования друг с другом, что и является реальным инвестиционным процессом115. Чтобы такой процесс запустить в масштабах, соответствующих инвестиционному потенциалу России, необходимы три условия:

В Республике Корея одну из основных ролей в привлечении и стимулировании иностранных инвестиций играет Комиссия по иностранному инвестированию, учредителем и председателем которой является министр экономики и финансов. Основные направления деятельности Комиссии определяются следующими положениями:

Членами Комиссии являются:

В Республике Корея в настоящее время политика привлечения инвестиций является основным приоритетом правительства. Развитие режима стимулирования иностранных инвестиций проходило в несколько стадий.

Первые попытки привлечь иностранные инвестиции Правительство Кореи сделало в 1962 году. После этого Правительство стало пассивным по отношению к иностранным инвестициям, боясь, что крупные корпорации станут душить некоторые сектора внутреннего рынка. В то же самое время иностранный капитал привлекался путем иностранного кредитования, что контролировать намного легче, чем прямые иностранные инвестиции. Эта политика предпочтения иностранных кредитов существовала до начала 80-х годов.

Однако когда кризис невозврата долгов в развитых странах достиг своего пика в начале 80-х годов, корейское правительство стало больше ориентироваться на иностранные инвестиции.

Стадия образования (1984-1989 годах)

Чтобы больше открыть некоторые сектора национальной экономики иностранным инвесторам 1 июля 1984 года правительство Кореи перешло от «Списка Системы Разрешенных секторов», где указывались только те сектора, в которые разрешалось инвестировать капиталы, к «Списку Запрещенных секторов», в котором указывались сектора, которые были закрыты для иностранного инвестирования. Ограничение на участие иностранного капитала в корейской компании в 50%, было упразднено. Вместо этого были установлены разные ограничения для разных секторов экономики.

Стадия Либерализации (1990-1995 годах)

В 1991 году иностранным инвесторам была представлена «Система Уведомления». Был принят пятилетний план либерализации прямых иностранных инвестиций, который дополнялся 3 раза: в июне 1994 года, ноябре 1995 года и в мае 1996. Были сделаны основные шаги для привлечения ПИИ

Продвинутая Стадия (1996- )

После того как Корея вступила в OECD в декабре 1996 года, правительство продолжило развивать политику привлечения ПИИ до уровня развитых стран. В 1997 году Закон о стимулировании Иностранных инвестиций был заменен на Закон о стимулировании Прямых иностранных инвестиций и Иностранного капитала, который регулировал ПИИ, процедуры слияния/поглощения и долгосрочное кредитование.

Правительство Республики Кореи, избранное в 2 февраля 1998 года, считало что, максимально открыв местные рынки для иностранных капиталов, можно преодолеть экономический кризис и решить те проблемы, которые могут быть в будущем. Также максимальная либерализация режима ПИИ позволит Корее более эффективно справляться с проблемами, возникающими при глобализации. Основываясь на эту концепцию, правительство Кореи осуществило важные изменения в Законе О Привлечении Иностранных Инвестиций, сделав переход с тезиса «контроль и регулирование» на тезис «развитие и поддержка».

Кроме того, чтобы облегчить режим регулирования иностранных инвестиций, правительство Кореи планирует заменить Закон «О Фондовой Бирже» полностью новым законом, который будет полностью отвечать требованиям международных стандартов. Аналогично будет с Законом «О Регулировании Фондовой Биржи», который в общем состоит из 512 статей. Он будет заменен на более простой свод правил. Меры по либерализации операций с ценными бумагами стали эффективными с 1 июля 1998 года, так как все ограничения на рынке краткосрочных кредитов были отменены именно в это время.

Чтобы предоставить неограниченный доступ к иностранным инвестициям а также облегчить процедуры реструктуризации местных корпораций, процедуры среднесрочного кредитования местных компаний иностранными инвесторами были либерализованы. В частности, текущие ограничения на заимствование иностранных капиталов и выпуск иностранных облигаций со сроком погашения от 1 до 3 лет, были также упразднены в июле 1998 года.

Сегодняшние попытки Кореи охватить мировую экономику едва ли можно назвать фантастическими. Она сокращает драматичную социальную эволюцию и сжимает сроки введения реформ свободного рынка до месяцев, если можно сказать не до дней.

Перед финансовым кризисом 1997 г. согласно политике сегуехва Корея ввела систематическую торговую либерализацию и глобальную экономическую интеграцию, провозглашенную правительством Ким Янг Сэма в 1993 г. Программа включала в себя многолетний план пересмотра или же упразднения торговых ограничений, сокращения тарифов и либерализацию иностранного инвестирования.

Президент Ким Дай Джанг, выбранный от партии, стоящей на платформе решительных рыночных реформ, сегодня ведет политику самой радикальной за всю историю реструктуризации экономики.

Выполнение существующих программ либерализации сильно ускоряется. Предприятия, однажды закрытые для иностранцев, открылись буквально за одну ночь. Финансовые и расчетные операции переписаны согласно международным стандартам, обращая большее внимание на прозрачность границ и дружественный Восточный менеджмент.

В финансовом секторе правительство упразднило ограничения владения корейских акций иностранцами. Теперь иностранцы имеют по крайней мере 30% от 9 корейских компаний из 30 самых крупных, зарегистрированных на Фондовой Бирже в Корее. Облигациями и ценными бумагами свободно торгуют на рынках ценных бумаг.

В середине 1998 г. правительство упразднило 50% всех законопроектов, касающихся управления предприятий, в общей сложности 11 125 правил и законов. Правительство Кима также изменило законы на земельную собственность для иностранцев, стимулируя незамедлительное, резкое увеличение приобретения собственности. После того как были либерализированы законы на собственность, за 4 месяца иностранным инвесторам было продано недвижимости на сумму 920 млрд. вон (660 млн. американских долларов).

Кроме того, правительство развернуло схему «взрывного увеличения законопроектов», специалисты по иностранным инвестициям посвятили свою работу упрощению методики проведения санкций для иностранных компаний, работающих в Кореи. Основным их инструментом является Корейский Инвестиционный Сервисный Центр (КИСЦ) – единственное агентство, открывшееся в апреле 1998 г., и занимающееся любыми проблемами и вопросами, связанными с иностранными инвестициями. В середине первого полугодия более половины из 160 иностранных компаний, работавших с КИСЦ, написали отзывы уважения и благодарности. Возможно, речь шла в большей степени о возобновлении дружеских отношений между Кореей и Японией. На протяжении десятилетий в Кореи был запрещен японский импорт – не только средства производства и потребительские товары, но также предметы искусства и культуры. Вторая Мировая война оставила горький осадок воспоминания в душе людей, особенно старшего поколения.

Но в конце 1998 года Правительством Кореи был принят закон, снимающий длительный запрет Кореи на японскую продукцию и учредив гражданский список присяжных заседателей для ликвидирования ограничений на экспорт японской культурной продукции.

Сейчас ПИИ в Корее стало одним из наиболее успешных мер корейских реформ, ведущих к выздоровлению экономики страны. В 1999 году Корея преуспела, получив $15,5 млрд. долл. США. Сравнивая с общей суммой ПИИ 1998 г., увеличение в процентном отношении составило 75,6%.

Это значительный поворот и свидетельство резкого увеличения доверия к экономике Кореи. Одной из причин этого доверия – переход Кореи к рынку – открытые реформы окупились сполна.

Теперь корейский рынок полностью открыт для иностранных инвесторов. Враждебный M&A разрешен. Рынок недвижимости либерализирован.

Эти реформы способствовали значительному приливу ПИИ. Исторически корейцы скептически относились к разрешению иностранцам скупать национальные богатства. Но такая позиция быстро изменилась благодаря решительной правительственной программе стимулирования иностранного инвестирования.

Корея никогда не оставит усилий во всем большем привлечении ПИИ. И хотя ПИИ в 1999 году превысило намеченный годовой план, правительство не останавливается на достигнутом. Существующие на сегодняшний момент десятки крупных иностранных инвестиционных проектов, каждый из которых стоит более 100 млн. долл. США, неотступно следует по намеченному пути.

Ограничения на ПИИ могут быть введены только в случае национальной безопасности, общественного порядка, охраны окружающей среды или угрозы социальной морали. Министерство торговли промышленности и энергетики будет делать ежегодное обширное всеобъемлющее сообщение об ограничениях в других законопроектах, относящихся к ПИИ, которые точно не определены в Законе Развития Иностранных Инвестиций.

Для повышения темпов преобразования существующей экономики Кореи в современную развитую экономику, необходимо добиться определенной социально-экономической гармонии общества и сохранить высокий творческий потенциал нации. На выполнение этих задач нацелен Седьмой пятилетний план социального и экономического развития страны, основные положения которого сводятся к следующему.

С целью повышения конкурентоспособности корейских товаров на внешних рынках правительство намеревается всецело поощрять развитие частного предпринимательства путем внедрения в сектор экономики соответствующих технологических и управленческих новшеств. К 1996 году капиталовложения в научно-исследовательскую работу в высокотехнологичных областях производства планируется увеличить до уровня 3-4% ВНП по сравнению с 1998 годом. Правительство намеревается также увеличить расходы на развитие социальной инфраструктуры, расширение промышленных районов, а также на снятие напряженности с нехваткой рабочей силы определенной квалификации.

Для улучшения социального благосостояния народа и достижения большей социально-экономической справедливости руководство страны подготовило целый ряд программ на ближайшую и более отдаленную перспективу. В качестве соответствующей реакции на решение “Уругвайского раунда” ГАТТ, а также продолжающейся литернационализации сельскохозяйственного производства правительство намерено провести в жизнь ряд таких программ, связанных с развитием сельскохозяйственного сектора страны. Дополнительно, обеспеченность жильем и наличие кредитов под жилищное строительство составит особую заботу правительства в рамках улучшения благосостояния народа и достижение ранее намеченных целей по жилью. Для укрепления общественного порядка и безопасности правительство планирует ввести дополнительные меры по борьбе с преступностью, наркоманией, спекуляцией недвижимостью, а также по облегчению дорожно-транспортной обстановки в крупных городах страны.

Правительство намерено постоянно координировать и корректировать экономическую политику страны в соответствии с активным интегрированием Кореи в мировое сообщество с целью обеспечения ее большой роли в мировой экономике. Подготовлены планы для более эффективной адаптации Кореи к новому порядку внешней экономической деятельности, вытекающему из решения “Уругвайского раунда” переговоров, а также тенденция к регионализму и блоковой политике в торговле. Корейское руководство активизирует деятельность в рамках своей “Северной политики”, выбрав наиболее эффективный путь воссоединения государств корейского полуострова, и планирует присоединиться к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) в середине 90-х годов.

Для укрепления национальных экономических структур правительство разрабатывает меры по гармонизации общественной и экономической системы в соответствии с принципами рыночной экономики. Пересматривая роль и значение общественного и частного секторов экономики. Для повышения роли конкурентных мотивов и внедрения различных новшеств в систему производства и управления правительство намерено упростить, а в некоторых случаях и упразднить ряд административных процедур. Принимаются меры по децентрализации производства. Функции центральных и местных органов власти также пересматриваются с целью их более четкого разграничения с уклоном к приоритетам в сторону местных автономий.

То, что для преодоления нами валютного кризиса иностранных инвестиций, наряду с положительным сальдо внешнеторгового баланса, играют важную роль, является неоспоримым фактом. За последние два года мы сделали Корею значительно более привлекательной для иностранных инвесторов путем введения передачи в собственность и поглощения предприятий, введения открытости фондового рынка. Кроме того, учреждение Центра поддержки иностранных инвестиций KISC предоставило иностранным инвесторам унифицированный канал обслуживания. Все это за последние два года дало результат, выразившийся в заявках на инвестиции на общую сумму 2 млрд. 440 млн. долларов.

Теперь Корея открыта для всего мира – отказываясь от традиционных и ограничивающих стандартов, встречая друзей и бывших врагов на уровне свободной рыночной демократии.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

В качестве одной из мер, призванных позитивно влиять на процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику страны, является проведение государством соответствующей налоговой политики, которая проявляется в создании в стране - реципиенте иностранных инвестиций благоприятного экономического и политического климата, в т.ч., путем принятия соответствующего блока законодательных актов.

Еще в СССР с самого начала создания совместных предприятий налоговые льготы использовались как стимул при создании таких предприятий. Еще Указ от 13 января 1987 года определял, что Совет Министров СССР может устанавливать для определенных групп и категорий совместных предприятий льготы по налогообложению. Министерство финансов СССР получило право снижать размер налога или полностью освобождать от него отдельные совместные предприятия. Совет Министров СССР имел право вводить льготы по налогообложению для иностранных участников отдельных групп и категорий совместных предприятий, а Минфин СССР мог снижать размер налога на часть прибыли, которая причиталась иностранным участникам отдельных совместных предприятий, при переводе ее за границу или полностью освобождать от такого налога на определенный срок118.

Рассмотрим современное законодательство России, регулирующее правоотношения в сфере иностранного капитала. Оно содержит как общие, так и специальные нормы.

Общие нормы

Нормативным актом, содержащим общие нормы налогового права, является Налоговый Кодекс Российской Федерации (действует в двух частях: первая – с 1 января 1999г.; вторая, в большей ее части, с 1 января 2001г.). Он устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в России.

Специальные нормы

Специальные нормы содержатся в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Инструкции Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц», Инструкции Госналогслужбы России от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации» и др. нормативных правовых актах.

Международные договоры

Наряду с национальным законодательством международные договоры также призваны регулировать правоотношения в сфере налогообложения.

На основании ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 Налогового Кодекса РФ нормы международного договора превалируются над национальными.

К международным договорам, затрагивающим вопросы налогообложения, относятся:

Особенности процесса взимания налогов с иностранных инвесторов и компаний с иностранными инвестициями в России:

К дополнительным налоговым и таможенным льготам, предоставляемым иностранным инвесторам по законодательству о свободных экономических зонах являются:

Льготы по региональным и местным налогам (земельный налог)

Освобождение от уплаты таможенных пошлин на товары и иное имущество, импортируемые и экспортируемые с территории свободной экономической зоны.

Следующее положение по налогообложению иностранных инвестиций которое хотелось бы рассмотреть, это соглашения об устранении двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения играют важную роль в деле инвестирования частного иностранного капитала. Сущность регулирования этих вопросов состоит в том, что государства стремятся с помощью соглашений о налогообложении создать условия иностранного инвестирования для частных собственников и таким образом стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития.

В настоящее время соглашения о налогообложении имеют широкое распространение в отношениях между государствами.

Оценивая соглашения в целом, можно сделать вывод о том, что они заключаются между государствами, в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами. Каждое государство стремится заключить такое соглашение о налогообложении, которое бы наилучшим образом способствовало прежде всего экспорту и импорту капитала, так как налогообложение является одним из наиболее действенных рычагов инвестиционного процесса и позволяет таким образом существенно влиять на инвестиционные отношения внутри страны и на международный инвестиционный процесс в целом. Государство, подписавшее такое соглашение, принимает на себя таким образом обязательство полностью или частично освобождать предприятия, контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения.

Наряду с гарантиями от принудительных мер и возможностью перевода прибылей режим налогообложения обычно является той лакмусовой бумажкой, свидетельствующей о благоприятных возможностях, которые открываются в стране для иностранных инвесторов и прежде всего для деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

На практике такие льготы вводились дважды. В первом случае это делалось для того, чтобы стимулировать создание и деятельность совместных предприятий в тех отраслях экономики, в которых они были заинтересованы. Так, в постановлении Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года налоговые льготы предусматривались преимущественно при производстве совместным предприятием товаров народного потребления, медицинской техники и медикаментов, наукоемкой продукции (п. 32 постановления).

Во втором случае преследовалась цель стимулировать создание совместных предприятий в определенном регионе. Совместные предприятия, которые создавались в Дальневосточном экономическом районе, освобождались от уплаты налогов на прибыль в течение первых трех лет (а не двух, как другие совместные предприятия) с момента получения объявленной прибыли налоговые каникулы), налог на прибыль уменьшался на 10%, переводимая иностранным участником за границу часть прибыли не облагалась налогом в течение определенного срока или снижался размер такого налога.

Переход к политике рыночной экономики затронул прежде всего сферу налогового законодательства. В России именно законодательство о налогах, а не об иностранных инвестициях стало доминировать в области инвестиционного налогообложения. Был принят целый пакет налоговых законов: 27 декабря 1991 года — Закон об основах налоговой политики в Российской Федерации и Закон о налоге на прибыль предприятий и организаций. До этого 13 декабря 1991 года был принят Закон о налоге на имущество предприятий и 7 декабря — Закон о подоходном налоге с физических лиц.

Для российского законодательства характерна непоследовательность в предоставлении льгот иностранным инвесторам. Так, в области налогового законодательства первоначально предусматривалось освобождение предприятий с иностранными инвестициями в течение двух лет от уплаты налогов на прибыль с момента получения объявленной прибыли (“налоговый каникулы”) и некоторые другие налоговые льготы. Эти льготы были отменены, а затем “налоговые каникулы” были восстановлены, но только для предприятий, действующих в сфере материального производства и зарегистрированных до 1 января 1992 года.

Наряду с лишением налоговых льгот в последние годы увеличилось как число налогов, так и размер налогообложения. Об этом могут свидетельствовать следующие данные, касающиеся предприятий с иностранными инвестициями в нефтяной отрасли России. Количество налогов с 1989 года по 1993 год увеличилось с трех до девяти, размер подоходного налога увеличился с 25 до 32%. Был введен налог на добавленную стоимость (28% на инвестиции и кредиты), налог на экспорт (не менее 15%).

Таблица 1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ И КОРЕЕ

Страна

Льготы

Россия

Налог на прибыль. Действует общая налоговая ставка — 32%, по прибыли от посреднических операций — 45%.

“Налоговые каникулы”. Два года с даты регистрации для предприятий следующих профилей: производство сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, стройматериалов, строительные и ремонтно-строительные предприятия. Льгота применяется, если выручка от перечисленных видов деятельности превышала 70% выручки от реализации всей продукции (работ, услуг).

Принятое в 1991 году новое налоговое законодательство отменило эту льготу. Верховный Совет постановлением от 10 июля 1992 года восстановил льготы, но только для тех предприятий, которые зарегистрированы до 1 января 1992 года. Кроме того, льгота распространялась на предприятия, в уставном капитале которых доля иностранных инвестиций составляет более 30%, и на полностью принадлежащие иностранным инвесторам предприятия, которые действуют в сфере материального производства.

В Законе об иностранных инвестициях предусмотрено, что для предприятий с иностранными инвестициями, которые действуют в приоритетных отраслях экономики и в отдельных регионах, может устанавливаться льготный порядок налогообложения. Но эта возможность пока не реализована. Указом от 23 мая 1994 года №2004 “О некоторых вопросах налоговой политики” было установлено, что предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью, при условии, что их оплаченная доля в уставном фонде составляет не менее 30% и эквивалентная сумме не менее 10 млн. долларов и что они были зарегистрированы после 1 января 1994 года, уплачивают налог на прибыль в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном для малых предприятий. Пунктом 9 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года №2270 для таких предприятий устанавливаются налоговые “каникулы” в 2 года, в третий год работы — 25%, в четвертый год — 50% от основной ставки, если выручка от установленных в Указе видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).

Корея

Корпоративный налог или подоходный налог. Полное освобождение на первые 7 лет. Следующие 3 года – 50%.

Корпоративный налог или подоходный налог на дивиденды. Полное освобождение на первые 7 лет. Следующие 3 года – 50% скидка.

Местный налог:

  • налог на приобретение;

  • налог на личное имущество;

  • совокупный земельный налог;

  • налог на регистрацию.

Минимальные льготы по закону:

  • полное освобождение на 5 лет

  • 3 последующих года – 50% скидка

Таможенная пошлина, специальный налог на акциз и налог на добавочную стоимость. Полное освобождение на импортируемый товар.

Применительно к нефти на смену незначительного налога на экспорт пришел весьма высокий экспортный тариф в 30 ЭКЮ с тонны нефти, были введены такие новые налоги и сборы, как налог на пользование недрами, сборы на услуги порта, дорожный налог и другие. В Москве подоходный налог с предприятий возрос до 38%.

В области налогообложения иностранных инвестиций существенную роль играют двусторонние международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Сравнительный анализ налоговых льгот показывает, что наименее льготный режим действует в том государстве (Россия), законодательство которого пошло по пути установления одинакового налогового режима для отечественных предприятий и для предприятий с иностранными инвестициями.

Недостатками этого законодательства, на что справедливо обращалось внимание в российской экономической литературе, является также то, что не предусматривается какого-либо стимулирования в случае реинвестиции прибылей иностранного инвестора в России, а тем самым и привлечения в Россию иностранного капитала. Следует отметить, что в соответствии с Федеральным Законом от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" иностранному инвестору после уплаты им соответствующих налогов гарантируется беспрепятственный перевод за границу доходов от инвестиций, полученных в том числе в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, а в соответствии со ст. 11 Закона он может эти доходы реинвестировать на территории России, иными словами, включить их в российскую экономику.

Отдельные виды налогов

Рассмотрим более подробно отдельные виды налогов. Первый, который мы рассмотрим — налог на прибыль в России.

Поскольку основной вид налогообложения предприятий с иностранными инвестициями — это налог на прибыль, на примере российского законодательства рассмотрим механизм такого обложения. Все предприятия с иностранными инвестициями, независимо от их организационно-правой формы, платят налог с прибыли.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия с иностранными инвестициями. Валовая прибыль определяется как сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и доходов от иных операций, уменьшенная (увеличенная) на сумму расходов по этим операциям. Налогооблагаемая часть валовой прибыли определяется по правилам, действующим в России для всех предприятий. Отличается лишь порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.

Общая ставка налога установлена в размере 32%. Кроме того, взимается налог с дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию. Иностранный участник предприятия должен уплачивать налог по доходам от дивидендов, процентов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях — по ставке 15%.

В отношении предприятий с иностранными инвестициями налоговое законодательство России предусматривает, что налогом не облагаются отчисления из валовой прибыли в резервный фонд.

Кроме того, определенная привилегия установлена для предприятий с иностранными инвестициями.

Для незначительных по численности предприятий (не более 200 человек — в промышленности и строительстве, а в науке — до 100 человек) предприятиям (вне зависимости от профиля деятельности) разрешено из налогооблагаемой прибыли вычитать прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, а также на освоение новой техники и технологии.

Не зависимо от сферы деятельности предприятия оно вправе снижать налогооблагаемую прибыль на суммы, не превышающие 30% от капитальных вложений, которые направляются на природоохранные и природовосстановительные работы.

Особая привилегия установлена налоговым законодательством для предприятий, специализирующихся в нефтяной и угольной промышленности, в производстве медицинской техники, оборудования для переработки продуктов питания, а также предприятиям по производству продовольствия, медикаментов и по особому перечню Правительства России (которого на 1 января 1993 года не существовало) товаров народного потребления. На предприятиях такого профиля облагаемая налогом прибыль уменьшается на суммы, которые направляются на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение и освоение производства, на ввод новых мощностей.

Для предприятий с иностранными инвестициями налоговое законодательство устанавливает упрощенный порядок начисления и сроки уплаты налогов. Авансовые взносы налога ( в размере 1/4 годовой суммы платежей) должны вносить один раз в квартал. Отметим, что в 1995 году в России был сохранен порядок, согласно которому ввоз товаров в качестве вклада в уставной капитал предприятий с иностранными инвестициями не облагается налогом на добавочную стоимость, спецналогом и таможенными пошлинами. Льготы по применению НДС и спецналога применяются к российским учредителям предприятия.

Следующий вид налога, который нужно рассмотреть — это налогообложение при разработке природных ресурсов.

В российской экономической литературе уже высказывались со ссылкой на практику других стран разумные предложения о введении дополнительного налога на сверхдоходы от операций с нефтью, газом и рядом других минеральных ресурсов. Например, во Франции взимается налог на корпорации в размере 42% и дополнительный налог на сверхприбыль — 12%; в Норвегии, помимо государственного налога в 27,8%, взимается специальный налог 30%. В России налогами не облагаются сверхдоходы у совместных предприятий, специализирующихся на добыче нефти и газа.

Известно, что во многих государствах взимаются следующие виды подоходного налога:

а) обычный (традиционный) на прибыль предприятия (компаний);
б) специальный — на прибыль нефтяной компании;
в) дополнительный — как правило, на сверхприбыли или так называемые непредвиденные доходы нефтяных компаний.

Ставки обычного подоходного налога достигают иногда до 70%, ставки специального налога на прибыль нефтяных компаний, как правило, колеблются от 50% до 85%. Таким образом, ставки специального подоходного налога по среднему варианту примерно вдвое выше обычного при том, что специальный подоходный налог может как заменять, так и дополнять обычный налог на прибыль компаний.

Следующее положение по налогообложению иностранных инвестиций которое хотелось бы рассмотреть, это соглашения об устранении двойного налогообложения.

Вопросы налогообложения играют важную роль в деле инвестирования частного иностранного капитала. Сущность регулирования этих вопросов состоит в том, что государства стремятся с помощью соглашений о налогообложении создать условия иностранного инвестирования для частных собственников и таким образом стимулировать инвестиционный процесс как основу экономического развития.

В настоящее время соглашения о налогообложении имеют широкое распространение в отношениях между государствами.

Оценивая соглашения в целом, можно сделать вывод о том, что они заключаются между государствами, в целях регулирования вопросов налогообложения при экспорте и импорте капитала между странами. Каждое государство стремится заключить такое соглашение о налогообложении, которое бы наилучшим образом способствовало прежде всего экспорту и импорту капитала, так как налогообложение является одним из наиболее действенных рычагов инвестиционного процесса и позволяет таким образом существенно влиять на инвестиционные отношения внутри страны и на международный инвестиционный процесс в целом. Государство, подписавшее такое соглашение, принимает на себя таким образом обязательство полностью или частично освобождать предприятия, контролируемые иностранным капиталом, от налогообложения.

Международные двусторонние соглашения “о налогообложении” давно привлекают внимание деловых кругов и юристов.

Еще в Лиге Наций с 1921 по 1945 год работало несколько групп экспертов по этим вопросам, которые подготовили доклады и представили в Комитет по финансам Лиги Наций. В докладах указывалось на то, что решения правового регулирования налоговых проблем можно осуществить с помощью заключения международных налоговых конвенций как многосторонних, так и двусторонних. Лига Наций разработала два проекта примерных налоговых конвенций между заинтересованными государствами.

Финансовый Комитет ООН, который продолжает работу Лиги Наций, также сделал несколько дальнейших исследований по этому вопросу. Кроме того, этими вопросами занимаются и другие международные организации, такие, как Международная Торговая Палата и Организация экономического сотрудничества и развития.

Экономический и Социальный Совет ООН в резолюции 486 (XVI) от 9 июля 1953 года, констатировал, что налоговые льготы для частных инвесторов, предоставляемые как высокоразвитым, так и слаборазвивающимися государствами, имеют большое практическое значение. В этой резолюции высокоразвитым странам было рекомендовано в одностороннем порядке или при заключении налоговых соглашений предусмотрение специальных положений, при которых доход от иностранных инвестиций облагался бы только первоначально в той стране, где он был получен. Эта рекомендация была поддержана Международной Торговой палатой.

В настоящее время двусторонние соглашения о налогообложении, способствующие инвестированию иностранного частного капитала, заключены между многими государствами.

При наличии заключенного с государством инвестора соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества иностранный инвестор будет облагаться налогом по правилам этого соглашения, если они иные, чем те, которые содержатся в рассмотренных выше законодательных актах. Заключенные соглашения можно разделить на две группы по размерам освобождения от налога на доходы иностранных инвесторов, которые образуются в результате распределения прибыли предприятий с иностранными инвестициями.

Итак, в первую группу входят соглашения (конвенции), в соответствии с которыми доход, полученный иностранным инвестором, при переводе за границу налогом не облагается. Первым по времени заключения таким соглашением является Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества юридических лиц от 19 мая 1978 года, заключенное между бывшими странами — членами СЭВ. По этому соглашению доходы иностранных юридических лиц, полученные в результате распределения прибыли совместных предприятий, при переводе из СССР, затем из стран СНГ, а теперь из России в страну постоянного местопребывания этого лица налогом не облагаются. Как следует из наименования этого Соглашения, его действие распространяется только на юридических лиц, так как физические лица в то время не могли быть учредителями совместных предприятий. К первой группе также относятся соглашения с Австрией, Великобританией, Кипром и Финляндией.

Вторую группу составляют соглашения, в которых налог на доход, переводимый инвестором, ниже налога, который установлен национальным законодательством одной стран-участниц соглашения. Такие соглашения СССР заключил с США и Норвегией (максимально применимый налог — 20%), Испанией (18%), Бельгией, Данией, Канадой, Индией, Италией, Нидерландами, Малайзией, ФРГ, Францией, Швецией, Японией (15%). Уместно будет напомнить, что в СССР налог на доходы, получаемые иностранным инвестором, в 1987 году был установлен в размере 20% и снижен до 15% по Закону СССР от 14 июня 1990 года “О налогах с предприятий, объединений и организаций”. В результате этого иностранные инвесторы из стран, в соглашениях с которыми размеры налога были установлены свыше 15%, оказались в менее благоприятном положении, чем инвесторы из стран, которые не заключили соглашений. По российскому законодательству иностранные инвесторы — юридические лица уплачивают налоги по доходам от дивидендов, процентов, от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями также по ставке 15%. Этот налог удерживается предприятием, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу, в валюте выплаты с полной суммы дохода при каждом перечислении платежа. Эта норма закона применима к порядку удержания налога ко всем предприятиям с иностранными инвестициями независимо от того, заключено со страной инвестора соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества или нет.

Порядок обложения налогом на доходы иностранных инвесторов — физических лиц из стран, с которыми заключены соглашения об устранении двойного налогообложения (кроме бывших стран — членов СЭВ), регулируется этими соглашениями.

В этих соглашениях юридические и физические лица в смысле обложения налогом на доходы, получаемые в другом договаривающемся государстве в результате распределения прибыли предприятий с их участием, поставлены в одинаковое положение.

Система налогообложения Кореи имеет одинаковое воздействие как на корейские компании, так и на компании иностранных инвестиций. Корея так же на облагает двойным налогом иностранных инвесторов, имеющих двусторонние соглашения или налоговые договоры с более чем одной страной.

Корейская налоговая система быстро развивалось в соответствии с общим ростом экономики. Установлено много налогов, но только корпоративный налог, налог на доход, НДС, регистрационный налог, налог на приобретение собственности относятся к иностранным инвесторам.

Корея подписала Закон об избежании двойного налогообложения с 54 странами. Исследования налогообложения в азиатских странах, коме Японии, осуществленное KPMG в 2000 году, показало, что ставки налогов в Корее выше, чем в Гонг-Конге, Тайване и Сингапуре, но ниже чем в России.

Налогообложение как процент от GDP равен примерно 20 % в Корее, что намного ниже, чем в других странах ОЕСД. А если также включены доходные статьи от социального страхования, различие в налогообложении возрастает, т.к. уровень взносов социального страхования довольно низок в Корее. В Корее есть как государственные, так и местные налоги. Государственные налоги делятся на внутренние налоги, таможенные пошлины, налог на образование и специальный налог на развитие сельскохозяйственного сектора. Действующие внутренние налоги в настоящее время включают 7 прямых и 6 косвенных налогов.

Государственные налоги.

Прямые налоги: Подоходный налог, Корпоративный налог, налог на высокую земельную стоимость, налог на наследство, налог на дарение, налог на переоценку недвижимого имущества, налог на сверхприбыль.

Косвенные налоги: налог на добавочную стоимость, специальный акцизный налог, налог на алкогольную продукцию, телефонная пошлина, гербовая пошлина, налог на сделки с облигациями.

Другие: Таможенный тариф, налог на образование, налог на средства передвижения, специфический налог на развитие сельскохозяйственного сектора.

Корпоративный налог: взимается ежегодно на доход с деятельности любой компании с головным или главным офисом в Корее. Корпоративный налог высчитывается двухъярусным прогрессивным методом. Ставка корпоративного налога для частных внутренних корпораций – 16 %, если налоговая сумма менее 100 млн. вон и 28 % для доходов более 100 млн. вон. Внутренние корпорации (с головным офисом в Корее) платят корпоративный налог как на внутренние, так и на заграничные доходы. Иностранные корпорации платят налог на доход от внутренней деятельности. Корпоративный налог взимается с доходов, которые растут каждый бизнес год, ликвидационные доходы и доходы от капитала. Иностранные корпорации не облагаются ликвидационным налогом. Бизнес год – финансовый термин, определяемый законом, инкорпоративными предписаниями и статьями или законами корпораций, и не превышает по длительности 1 года.

Подоходный налог: налагается на частных лиц, а не на компании или организации. Частное лицо платит налог как резидент или нерезидент.

Резидент – лицо, имеющее постоянное корейское гражданство или лицо, прожившее в Корее более года. Резиденты платят налог с дохода как от внутренних / местных, так и от иностранных источников. Для нерезидентов налог взимается только с дохода от внутреннего источника. Система подоходного налога делится на 2 подсистемы: налог с заработной платы и системы общего налогообложения. Первый взимается, когда заработная плата – единственный источник дохода, а доходы от других источников не превышают определённой суммы. Период налоговых сборов – календарный год.

Для дохода до 10 млн. вон налоговая ставка – 10 %. Доход между 10 и 40 млн. вон облагается налогом из расчёта 20 % от суммы. Ставка повышается до 30 % для дохода между 40 и 80 млн. вон и до 40 % - для более 80 млн. вон.

Подоходный налог на доход от капитала: взимается с доходов с капитала, с его размещения, перевода и обмена земель, сооружений и ценных бумаг / акций. Взимается из расчёта 30 – 50 % от земель или сооружений, 75 % от перевода наличности без регистрации и 20 % от акций в компании не внесённой в список.

Подоходный налог на дивиденды: взимается с дохода в дивидендах в размере 25 %, но если иностранная компания подписала налоговое соглашение с Кореей, соглашение имеет преимущество.

Налог на добавочную стоимость (НДС): НДС взимается с неизменной ставкой в 10 %. Для НДС есть исключения и нулевая ставка относится к экспортным товарам. НДС взимается два раза в течение календарного года: с 1 января по 30 июня и с 1 июня по 31 декабря. Лицо, открывающее бизнес, должно зарегистрировать свой бизнес в течение 20 дней.

Местные налоги. Конституция Республики Корея утверждает принцип местной автономии. Согласно этому принципу, местный орган управления имеет право облагать налогами и собирать местные налоги. Однако, местные налоги и ставки, одинаковые для всех, устанавливаются правительством. Местные органы управления собирают налоги исключительно в казну местного правительства и для его нужд. Местные налоги включают налоги на приобретение, на регистрацию, налоги на недвижимость и налог на совокупную земельную собственность среди других.

Налог на приобретение взимается с покупок недвижимости, колёсных средств, тяжёлого оборудования и т.д. Налоговая двухпроцентная ставка добавляется к стоимости приобретённого имущества.

Областные и налоги больших городов

а) Области: налог на приобретение, на регистрацию, лицензионные сборы, местный налог, налог на коммуникационные услуги, налог на развитие региона;

б) Большие города: налог на приобретение, на регистрацию, налог на жильё, автомобиль, налог на с/х земли, табачный налог, местный налог, налог на благоустройство города, налог на коммунальные услуги, налог регионального развития;

Налоги городов и регионов

Налог на жильё, налог на частную собственность, совокупный земельный налог, налог на пользование колёсных средств, налог на фермерские земли, налог на табак, налог на благоустройство города, налог на региональную деятельность.

Районные налоги

Налог на лицензирование, налог на частную собственность, совокупный налог, налог на ремесленную деятельность.

Налоги на иностранцев

Иностранец обязан платить налоги только в том случае, когда полученная им прибыль исходит от источника на территории Кореи. К иностранцам применяются два метода налогообложения: глобальный и раздельный. Если иностранец имеет местный деловой офис и доход от владения недвижимым имуществом (исключая случаи получения прибыли от передачи земли или зданий), применяется метод глобального налогообложения агрегатной прибыли от местных источников. Исключения составляют доходы ушедших в отставку служащих в виде денежного вознаграждения, финансовых сбережений и доходы от владения недвижимой собственностью. Последние виды доходов облагаются налогом по системе, применяемой к местным жителям.

В случае, когда иностранец не имеет местного делового офиса, налоги взимаются из каждого местного источника его доходов. Иностранец обязан платить налоги по месту нахождения своего делового офиса. В случае, когда иностранец не имеет такого офиса, налоги взимаются по адресу источника его доходов.

Таблица 2

ОСНОВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ СТАВКИ, тыс. вон

Шкала налогов

Налоговаяставка

Более

Не более чем

Сумма налога

+ %

от суммы более чем --- Вон

 

4 000

 

5

 

4 000

10 000

200

16

4 000

10 000

25 000

1 160

27

10 000

25 000

50 000

5 210

38

25 000

50 000

 

14 710

50

 

Далее следует рассмотреть налоговые соглашения и защиту иностранных вкладов.

Сектора, в которые были сделаны иностранные вклады, попадающие под действие налоговых льгот и делающие инвестиции в первый раз, должны подать заявку на освобождение от корпоративного или подоходного налога до окончания финансового года на который приходится открытие компании. В случае дополнительного инвестирования, подобная заявка может быть подана через 2 года от даты регистрации ИПИ.

Иностранные инвесторы или предприятие, в которое было сделано вливание иностранного капитала могут обратиться за информацией к правительству и узнать до того как будет сделан вклад, будет ли он подвержен льготному налогообложению или освобождению от налога.

Налоговые соглашения нацелены на предотвращение двойного налогообложения и уклонения от налогов. Они определяют важные понятия, такие как налог по месту расположения, постоянная коммерческая организация, доход, подвергающийся налогообложению, страна-источник дохода и максимальные налоговые ставки.

Если налоговые соглашения не совпадают с законами страны, подписывающей данное соглашение, то первые имеют преимущества над вторыми.

Защита иностранных вкладов

Иностранные инвестиции, не соответствующие требованиям Постановления о Развитии Иностранных Инвестиций, будут признаны недействительными и не попадут под действие Закона о Защите Иностранных Вкладов, который гарантирует выдачу основных денежных сумм и дивидендов.

Гарантированная выдача денег другой стране

Гарантируется выдача дивидендов и доходов от продаж, получаемых от ценных бумаг и акций во владении иностранных инвесторов, капитала и процентов, выплачиваемых с контрактов о долгосрочных займах, комиссионных и вкладов, на основе которых заключаются контракты о развитии технологий.

Для перевода денежных средств в другие страны необходимо подтверждение президентов валютных банков в соответствии с Законом о Валютном Контроле.

Задержка валютных операций или другие ограничительные меры, принимаемые в результате кризисных ситуаций или резких перемен во внутренней экономике, или войны, или стихийного бедствия, согласно Закону об Управлении Валютными Операциями, не относится к ИПИ в соответствии с ПРИИ.

Одинаковые условия и законы для внутренних и иностранных инвесторов

Иностранные инвесторы и их компании, вкладывающие деньги в развитие экономики Кореи, буду иметь равные с внутренними инвесторами и их компаниями права, кроме тех случаев, когда они идут вразрез с законом;

Иностранные инвесторы находятся в более благоприятном, чем корейцы, положении в отношении вопроса налоговых сокращений, льгот и освобождения от налогов, а также в вопросе выбора места размещения компании;

Упрощение всех процедур, включительно процедуры регистрации ИПИ компании. В случаях, когда ИПИ компания занимается деятельностью, попадающей под действие ИПП, процедуры, связанные с дополнительной регистрацией будут отменены.

ИПИ либерализация

Если не нарушаются законы, то, в принципе, для ИПИ ограничений нет. Однако, если есть угроза национальной безопасности, нанесения ущерба здоровью граждан или экологии, ИПИ может быть сокращено.

ИПИ ограничения, также как и ограничения, оговоренные в ПРИИ, будут систематизироваться и издаваться каждый год Министерством Финансов и Экономики.

Сокращение и освобождение от налогов

Теперь хотелось бы рассмотреть сокращение и освобождение от налогов. Акт о стимулировании иностранного капитала выделяет широкий круг систем налоговой поддержки, которые способствуют передаче новейших технологий и введению иностранного капитала. Сокращению и освобождению от налогов подлежат компании, занимающиеся внедрением новейших технологий в районах, удаленных от столичной зоны, а также расположенные в Свободной Экспортной Зоне.

Таблица 3

ПЕРИОД СОКРАЩЕНИЯ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ И ИХ СТАВКИ

 

Бизнес по внедрению новейших технологий

Бизнес в Свободной Экспортной Зоне

Корпоративный налог, подоходный налог предприятий с иностранными инвестициями

В течение 7 лет, считая от 1-го года получения прибылей: в последующие 3 года – сокращен на 50%

В 1-ый год функционирования и 3 последующих года полное освобождение, последующие 2 года – сокращен на 50 %

Налог на доход от дивидендов

В течение 7 лет, считая от 1-го года получения прибылей: в последующие 3 года – сокращен на 50%

Сокращен на 50 % в первый год функционирования и на 5 последующих лет

Налог на приобретения, на землю, на здания и т.д., приобретаемые или находящиеся в собственности предприятий с иностранными инвестициями

В течение 7 лет, считая от 1-го года получения прибылей: в последующие 3 года – сокращен на 50%

Сокращен на 50 % на 5 лет от начала функционирования.

Таможенные пошлины, специальный акцизный налог, налог на добавленную стоимость по отношению к основным товарам

Освобожден

Сокращен на 50 %

Налоговые конвенции нацелены на предотвращение двойного налогообложения и уклонения от налогов. Если налоговые конвенции противоречат местному законодательству, то большую юридическую силу имеют налоговые конвенции.

Таблица 4

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

Налогооблагаемый доход

Процентная ставка

Налоги с юридических лиц

доход не превышает 100 миллионов Вон

16 % ( 16миллионов Вон)

доход превышает 100 миллионов Вон

16 миллионов Вон + 28% с суммы превышающей 100 миллионов Вон

Налоги с физических лиц

доход не превышает 10 миллионов Вон

10 % ( 1.000.000 Вон )

доход превышает 10 миллионов Вон

1 миллион Вон + 20 % с суммы превышающей 10 миллионов Вон

доход превышает 40 миллионов Вон

7 миллионов Вон + 30 % с суммы превышающей 40 миллионов Вон

доход превысил 80 миллионов Вон

19 миллионов Вон + 40 % с суммы превышающей 80 миллионов Вон

налог с дивидендов

  • 25%

  • если зарубежная страна заключила с Кореей договор об исключении двойного налогообложения 10-15%

налог на добавленную стоимость

10%

Налог на основной доход

Доходы полученные от использования недвижимости.

  • Юридические лица: 20% с дохода

  • Физические лица: 30-50% с дохода (высшая ставка применяется к доходам, превышающим доход в 60 миллионов Вон).

Доходы полученные от перевода активов без регистрации

  • Юридические лица: 40% с дохода

  • Физические лица: 75% с дохода

Доходы полученные с не котируемых на фондовой бирже акций

  • 20%

  • малые и средние предприятия: 10%

Доходы полученные нерезидентами с акций

10% от полной цены или 25% от прибыли, в зависимости от суммы исчисленного налога.

Местный налог

10% с налога с юридических или физических лиц

Налог на приобретения

Приобретение недвижимости

2% от суммы приобретенных строений

Налог на регистрацию

Регистрация приобретенной недвижимости

  • 3% от суммы приобретенных строений

  • если облагаемые налогом строения приобретены в большом городе – 15% с цены строений

Агрегированный налог на землю

Земля приобретенная или находящаяся во владении

  • 0,2%-5% от цены земли

  • если это завод – 0,3%

Налог на собственность

 

Здания, корабли, самолеты и т.д.

  • 0,3%-7%

  • если это завод – 0,3%

С Кореей подобные соглашения подписали следующие страны: Япония, Швейцария, Филиппины, Монголия, Австрия, Китай, Дания, Новая Зеландия, Австрия, Таиланд, Люксембург, Египет, Германия, Пакистан, Вьетнам, Великобритания, Индонезия, Румыния, Бельгия, Австралия, Тунис, Испания, США, Норвегия, Венгрия, Мексика, Канада, Бангладеш, Бразилия, Франция, Турция, Ирландия, Чешская республика, Сингапур, Шри-Ланка, Польша, Болгария, Нидерланды, Индия, Италия, Россия, Южная Африка, Словакия, Греция, Португалия.

Нет необходимости говорить о том, что для достижения этого успеха основой послужил консенсус нации относительно критической роли иностранных инвестиций в целях преодоления экономического кризиса. Однако в последнее время, когда экономика Кореи начинает приходить в изначально оживленное состояние, возникают сомнения, не приведет ли энтузиазм в отношении привлечения иностранных инвестиций и заинтересованность в них к еще более худшему положению, чем существовавшее в прошлом. Все чаще слышаться голоса обеспокоенности относительно того, что внутренний сектор нашей экономики стал чрезмерно открытым для иностранных компаний. В частности, в связи с распродажей попавших в затруднительное положение корейских компаний возникли такие негативные взгляды, как теория утечки национального богатства. В данной связи некоторые ставят вопрос о том, не следует ли, поскольку за последние два года реструктуризация компаний была до определенной степени проведена, с настоящего времени привлекать иностранные инвестиции избирательно, главным образом в непосредственно связанные с улучшением промышленной структуры новые производственные проекты, отказавшись от привлечения иностранных инвестиций путем передачи в собственность и поглощения наших компаний.

Однако следует помнить тот факт, что свободная рыночная экономика представляет собой систему, в которой реструктуризация является обыденным делом. Как бы ни была благоприятна экономическая конъюнктура в ней, с определенной точки зрения, все равно должны происходить гармонические процессы ликвидации и возникновения компаний в рамках реструктуризации экономики. Что произойдет, если сдерживать эти процессы, мы слишком хорошо узнали на примере прошлого экономического кризиса. Если признать, что гибкая ликвидация и возникновение компаний составляют сущность экономической циркуляции, а передача в собственность и поглощение компаний ускоряют эту циркуляцию, у нас отпадает необходимость клеить ярлыки на иностранные инвестиции, подразделяя их на созданные в результате передачи в собственность и поглощения либо инвестирования в новые проекты. С другой стороны, существует точка зрения, согласно которой иностранные инвесторы считаются создающими хаос на рынке, так как они только извлекают обусловленную краткосрочной конъюнктурной прибыль. Трудно поверить, что все иностранные инвесторы безусловно уходят с рынка после извлечения прибыли, но даже если считать, что они вызывают большие изменения конъюнктуры на нашем фондовом рынке, это не составляет проблему, так как выгоды от открытости фондового рынка значительно больше. В основе своей фондовый рынок является поставщиком денежных средств.

Если фондовый рынок расширяется благодаря иностранным инвестициям, у наших компаний отпадает причина брать займы у банков под высокие проценты. Открытость фондового рынка является выгодной для наших компаний, поскольку она расширяет возможность привлекать денежные средства при низких затратах. Далее, если вследствие этого компании процветают, в конечном счете это выгодно нашему народу. Сейчас для иностранцев наступило время через фондовый рынок оценить “Компанию Корея Ltd”.

На основе вышесказанного были сделаны следующие выводы.

  1. Основополагающую роль в развитии инвестиционной сферы играет государственное регулирование инвестиционных процессов. Обозначена тенденция повышения взаимодействия предпринимателей и государства в сфере привлечения и стимулирования инвестиций, что, на наш взгляд, является перспективным и актуальным моментом.
  2. Проведен анализ путей и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации и Республике Корея. Выявлены положительные и отрицательные стороны.
  3. Рассмотрены различия в организационной структуре органов, контролирующих и стимулирующих привлечение иностранных инвестиций в двух странах.
  4. На основе проведенных исследований представляется целесообразным упрощение большинства процедур оформления документов, регистрации предприятий и других процедур, связанных с деятельностью иностранных инвесторов в России, по примеру Республики Корея, где эти процедуры максимально упрощены.
  5. Налоговые льготы, как один из основных факторов, влияющих на приток иностранных инвестиций в страну должны быть подвергнуты более пристальному вниманию со стороны российского правительства. Следует более детально изучить возможности адаптации опыта Кореи в области льготного налогообложения иностранных инвесторов к российским условиям.

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"