Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

ЗАО “Инотек НТ”

ПЛОХАЯ ПРОГРАММА


Наверное, каждый, кто вынужден использовать в своей работе компьютер, пережил такие мгновения, когда после многочасового труда, почти закончившегося успехом, на экране появляется что-то вроде “программа выполнила недопустимую операцию и будет закрыта” или “ошибка в строке 1896, за дополнительной информацией обратитесь к разработчику”, после чего весь ваш труд пропадает даром. Иногда бывает еще веселей, обычно такое происходит накануне последнего дня сдачи баланса, когда вдруг обнаруживается, что все или почти все проводки куда-то исчезли, а программа при запуске выдает что-нибудь типа “не могу открыть базу данных” или “в базе данных обнаружено 62784 ошибки”. В такие мгновения перед глазами проносится вся предыдущая жизнь, а рука непроизвольно тянется к тяжелому предмету, нацеленному на злосчастный компьютер. И уже не помогает валидол, дрожащей рукой подносимый к месту назначения, и ничто другое, ибо дальнейшая жизнь кажется бессмысленной. Если в такие минуты удается изловить системного администратора (сетевика, системного программиста, компьютерщика — названия могут различаться), он ответит, что компьютер и вся локальная сеть (если она имеется) хорошие, а вот программа плохая и ненадежная. Когда же встает вопрос о том, нельзя ли восстановить данные с резервной копии, то оказывается, что последнюю копию съели мыши, празднуя день взятия Бастилии, а предпоследняя — месячной давности. Остается одна надежда: вызвать специалистов из фирмы-разработчика программы в надежде, что они приедут и все исправят. И тут начинается эпопея поиска телефона и попыток дозвониться на горячую линию, что редко получается сразу, а когда получается, то выясняется, что приехать специалист может только в пятницу. Наконец, после долгих уговоров диспетчер на другом конце провода, замученный долгой, массированной атакой, уступает, находит специалиста и посылает его по назначению, то есть к Вам... Приехав, специалист пытается сделать невозможное и порой ему это удается, но вероятность такого исхода, как Вы сами понимаете, не настолько велика, чтобы можно было спокойно жить. Если данные не могут быть восстановлены, то начинается наказание невиновных и награждение неучаствующих с раздачей “слонов”: от увольнения системного администратора или смены главного бухгалтера — до перехода на другую программу.

Бывают и другие ситуации, когда программа “вылетает” периодически (с частотой от нескольких раз в день до 120 раз в минуту). О причине таких “вылетов” системный администратор, никогда не подвергающий сомнению свою компетенцию, заявляет, что программа написана плохо и не на тех средствах, какие, по его мнению, обеспечивают надлежащую надежность и стабильность работы. Если действие происходит в организации, как-то связанной с компьютерными технологиями, то, как правило, у системного администратора вообще не хватает времени на бухгалтерию (хотя он получает зарплату именно там). И уж поверьте, практически некому выяснять истинные причины плохой работы программы.

Такие ситуации не являются редкостью и порождают известное противоречие: с одной стороны, фирма-разработчик программы проводит огромное количество испытаний, тестируя программу всеми мыслимыми и немыслимыми способами и действительно во многих случаях удачно ее внедряет, так что программа работает если и не как часы, то по крайней мере не хуже двигателя Жигулей, только что прошедшего капитальный ремонт у автослесаря дяди Коли в теплый весенний день, а с другой стороны, “падает” в других организациях при малейшем движении руки бухгалтера в по направлению к клавиатуре.

Многие могут не поверить, что где-то такая программа может работать хорошо, но для логического подтверждения достаточно указать на простую вещь: если бы программа работала везде плохо, то она не была бы конкурентоспособной и ее производитель был бы вытеснен с рынка, а если он (производитель) еще существует и имеет службу сопровождения и отдел разработок, то скорее всего дела у него идут, по меньшей мере, неплохо.

В чем же причина плохой работы программы в одних организациях и хорошей ее работы — в других? По всей видимости, причины плохой работы программы кроются в “местных” условиях. Если программа не сетевая, то есть работает на одной рабочей станции (компьютере), то скорее всего виноват либо компьютер, либо то программное обеспечение, которое на нем установлено. За долгую практику выяснения таких причин мне довелось видеть достаточно много “митинских” (купленных в Митино на радиорынке) вариантов операционных систем, например Windows'95 или Windows'98, которые были слегка адаптированы, но зато при установке не задавали глупых вопросов о серийных номерах и не пугали пользователя какими-нибудь намеками на соблюдение авторских прав. Такая операционная система тоже может иногда работать нормально, только это происходит не очень часто, а сдавать баланс нужно в строго определенное время года. Существуют и другие причины плохой работы, но набор инвариантов в данном случае невелик, а методология поиска и устранения таких причин, по крайней мере в нашей организации, давно отработана. Если же программа работает в локальной сети, да еще на нескольких рабочих станциях, то все становится значительно веселей. Набор инвариантов резко увеличивается, появляются зависимости от топологии сети, используемого сетевого программного обеспечения и т.д. Отлавливание “глюков” в такой ситуации представляет собой настолько увлекательный процесс, что ни противодействие местного администратора сети, ни поздний час, проявляющийся в изменении всех оттенков белого за окном на оттенки черного, не могут прекратить такую деятельность. Не буду здесь описывать методику аудита локальной сети, которая применяется специалистами нашей компании, а только замечу, что за вполне реальное время можно с очень большой долей вероятности избавить бухгалтера от необходимости перезагружать компьютер по несколько раз в день из-за сбоев программы.

Интересно отметить, что не все программы одинаково плохо ведут себя в одних и тех же условиях. Одни, например, “падают” при одном только виде “кривой” операционной системы, другие же сохраняют часть своих способностей даже при регулярном саботаже железных частей компьютера. Это происходит потому, что при разработке программ используются различные средства. Например, такие средства как Clipper, Dbase, FoxPro или Paradox, к сожалению, не могут обеспечить высокой надежности написанных на них сетевых приложений (этот факт неоднократно описывался в различных компьютерных изданиях). Высокую надежность и скорость обработки информации могут обеспечить лишь те профессиональные средства разработки, которые соответствуют по большинству параметров тем задачам, которые с их помощью решаются. В заключение хотелось бы отметить, что лучше всего работает программа грамотно сделанная на исправном оборудовании и хорошо настроенном системном программном обеспечении. Поэтому тем, кто еще не обзавелся техникой и локальной сетью, можно порекомендовать не торопиться и поручить эту задачу подготовленному, опытному специалисту, а не мальчику с 4–5 курса института. Тем же, кто еще не купил программу для бухгалтерского учета, рекомендация одна — не обращайте все свое внимание на красочность рекламы, а постарайтесь сделать выбор по другим, более функциональным параметрам, и не забудьте, когда будете делать этот выбор, узнать мнение своего “компьютерного” консультанта, ведь именно ему предстоит потом бороться с ошибками. Если же вы уже все это сделали, и не совсем удачно, не огорчайтесь, ибо есть люди, которые придут вам на помощь и заставят все это работать нормально с минимальными затратами времени и средств.

Станислав Федоров



Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"