Продолжается подписка на наши издания! Вы не забыли подписаться?

Сибирский университет
потребительской кооперации (СибУПК)

Использование ГИС-технологий в учетно-аналитической работе

Возможности ГИС-технологий

В условиях развития рыночных механизмов меняется функциональная направленность бухгалтерского учета, который превращается из преимущественно фиксирующего инструмента в инструмент анализа и совершенствования финансово-хозяйственной стратегии организации. Отсюда возникает потребность во внедрении новых прогрессивных технологий систематизации информации и автоматизации учета. В странах с развитой рыночной экономикой широкое распространение получают географические информационные системы (геоинформационные системы, ГИС, ГИС-технологии).

Современные геоинформационные системы представляют собой новый тип интегрированных информационных систем, которые, с одной стороны, включают методы обработки данных многих ранее существовавших автоматизированных систем, с другой — обладают спецификой в организации и обработке данных. Практически это определяет ГИС как многоцелевые, многоаспектные системы.

В частности, как системы управления ГИС могут стать новой основой автоматизированных систем учета и управления, что обусловливает повышенное значение ГИС как современного средства организации учетно-аналитического процесса и в целом разнообразных бизнес-процессов. Не случайно в 1998 г. было принято Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 г. № 1482 в редакции от 02.02.1998 г. "О Правительственной комиссии по геоинформационным системам".

В нашей стране ГИС-технологии получили распространение лишь в разработке и внедрении информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу для передачи и обработки информации, а также в реализации Постановления Правительства РФ от 15.06.1998 г. № 593 "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998 — 2005 гг.", хотя за рубежом они используются более широко:

ГИС-технологии в бухгалтерском учете

Использование ГИС-технологий в учетно-аналитическом цикле предприятий вызвано необходимостью в получении информации по такому новому направлению классификации бизнеса, как его географическое сегментирование.

Как известно, в России учет по сегментам регулируется ПБУ 12/2000 "Информация по сегментам" (приказ Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н), принятым во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Информация по географическому сегменту — это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе деятельности организации, которая подвержена рискам и получению прибылей, отличным от рисков и прибылей, имеющих место в других географических регионах деятельности организации.

Перечень сегментов, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, должен устанавливаться предприятием самостоятельно, исходя из его организационной и управленческой структуры. Выбор сегментов требует особого внимания. Сложность состоит в том, что отчетность сегментов одновременно выступает в качестве внешней и внутренней, причем последняя часто содержит информацию стратегического характера, являющуюся конфиденциальной. Для повышения обоснованности выделения сегментов, а также нахождения баланса интересов между внешними и внутренними пользователями отчетности по поводу детализированного или агрегированного раскрытия информации по сегментам, авторы предлагают использовать такой современный инструмент, как геоинформационные системы.

Они позволят обеспечивать заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценивать деятельность организации и ее сегментов, перспективы развития, подверженность рискам и получению прибыли.

В условиях открытости и взаимодействия региональных рынков растет число организаций, осуществляющих разнообразные бизнес-процессы на большой территории и, следовательно, в условиях большой неопределенности и действия существенных ситуационных факторов, непосредственно не зависящих от самого предприятия (емкость рынка, платежеспособность клиентуры и т.д.). ГИС-технологии помогают достичь таким сетевым структурам не только необходимой информационной "прозрачности", но и управляемости финансовыми и товарными потоками, оптимизации вложения ресурсов по сегментам, получить оценку деятельности региональных операторов.

Прочитать статью полностью вы можете в печатной версии журнала

Copyright © 1994-2016 ООО "К-Пресс"